Роль научной рациональности в развитии общества (2часа)
Вопросы: 1. Наука, культура, цивилизация. 2. Научная рациональность: сущность, исторические типы и роль в развитии общества. 3.Техника, технология, техносфера. Судьбы технического прогресса на рубеже ХХ-ХХI вв.
Ключевые термины
Техника, технология, техносфера, промышленная революция, научно-техническая революция, конструкторская, производственная деятельность, философия техники, технологический детерминизм, техногенная цивилизация, технократическая культура, наука, цивилизация, наука классическая, постнеклассическая, сциентизм, модернизм, постмодернизм. Методические рекомендации
Наука в ее современном понимании как система рационально-теоретического знания и деятельности по исследованию природы, общества и человека зародилась на рубеже ХVI - ХVII вв., когда сам человек, вырываясь из уз средневековых традиций, предстал активным существом, деятельностное отношение к миру которого стало ориентироваться на преобразование мира. В природе человек начинает видеть не «храм, а мастерскую». По мере своего внутреннего развития наука сталкивается с принципиально новыми объектами, что приводит к коренным изменениям системы идеалов и норм научного познания (типа научной рациональности) и философских оснований науки (парадигм). Эти периоды в истории науки принято называть глобальными научнымиреволюциями, результатом которых стали три крупных этапа исторического развития науки, последовательно сменившие друг друга: классический, неклассический и постнеклассический. Нормы классической науки (образцом ее служит механика И. Ньютона) основаны на следующих принципах признания: а) строгой детерминации (лапласовский детерминизм); б) однонаправленности изменений; в) предсказуемости поведения системы. Неклассическая наука (конец Х1Х-первая половина ХХ вв.) базируется на принципах: а) вероятностной детерминации; б) многонаправленности (вариабельности) изменений системы; в) непредсказуемости системного поведения. Если классический тип рациональности предписывает дистанционированное (нейтральное) отношение субъекта познания к объекту с целью получения абсолютно истинного и объективного знания, то неклассический тип научной рациональности, возникновение которого связано с открытием и изменением микромира уже учитывает связь знаний об объекте с характером средств познания (приборов) и познавательных операций субъекта для получения истинного знания. Постнеклассический тип рациональности, порожденный изучением сверхсложных, многоуровневых самоорганизующихся систем (синергетика), преодолевает характерный для классической науки разрыв субъекта и объекта познания и признает зависимость знаний об объекте не только от средств познания (приборов и познавательных операций), но и от ценностно-целевых установок познающего субъекта. В современной цивилизации наука играет особую роль, являясь главным фактором технико-технологического развития общества, ибо со времен промышленной революции ХVIII-ХIХ вв. на первое место выступила техническая ориентация познания (на внешний мир, технику, технологию), и сам человек стал рассматриваться средством реализации такого познания. Преобразованная рациональной научно-технической и технико-технологической деятельностью людей часть окружающей среды обитания образует техносферу.Результаты предшествующей и перспективы будущей технической деятельности людей получают различные философские трактовки в диапазоне от оптимистических представлений до критического отношения к техническому прогрессу в целом. Если положительный полюс мнений находит свое отражение в техницизме и сциентизме, то отрицательный - в антитехнократизме и антисциентизме. Мир, в котором живет современное человечество, носит на себе отпечаток его научно-технической деятельности. Однако растет число людей, осознающих тот факт, что на рубеже ХХ-ХХI вв. человечество становится заложником собственных научно-технических устремлений.
Литература
1. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. №2. С.143-162. 2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. С.283-287,498-506,359-415. 3. Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе ХХ в. // Вопросы философии. 1991. №6. С.3-14. 4. Горохов В.Г. Знать, что делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре.- М.: Знание, 1987. 5. Горохов В.Г., Розин В.М. Формирование и развитие инженерной деятельности // Философские вопросы технического знания.- М.: Наука, 1984. С.85-98. 6. Иконникова Т.И. «Технологические» фальсификации общественного процесса.- М.: Мысль,1989. 7. Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс,1986. 8. Митчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект-Пресс,1995. 9. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №1. С.72-82. 10. Степин В.С., Горохов В.Г., Морозов М.А. Философия науки и техники.- М.: Конт-Альфа, 1995. 11. Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности.- М.:Мысль,1985. 12. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования.- Новосибирск: Наука, 1979. 13. Философия техники в ФРГ.- М.: Прогресс, 1989. 14. Ракитов А.М. Философия компьютерной революции.-М.:Изд.полит. лит-ры, 1991.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |