Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маркетинговые исследования рынка сбыта хлебобулочных изделий



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Маркетинговые исследования рынка сбыта хлебобулочных изделий 0.00 из 5.00 0 оценок




Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Эти товары являются стратегическим, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны.[15] Следовательно, организациямаркетинговой деятельности хлебобулочных предприятий должна проводится с учётом государственных интересов и в духе социальной политики[18, с. 11] .

Это особенно важно в настоящее время в связи с тяжёлой социально-экономической и демографической обстановкой в России. По данным по данным Федеральной службы Государственной статистики РФ (РОССТАТ), численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 41,2% и 34,7% соответственно в I и II кв. 2005 г., а естественная ежегодная убыль населения с 1995 г. до настоящего времени составляет 700-800 тыс. человек [18, с. 765].

Подобная ситуация требует обеспечения населения качественными хлебобулочными изделиями, доступными по цене, а также сбалансированного учёта интересов предприятий (получение прибыли) и всего общества в целом. Такой комплекс задач обеспечивается широким применением за рубежом и той или иной мере в России концепции просвещённого, социально-ответственного и социально-этического маркетинга. С целью дальнейшего обоснования этой концепции маркетинга в г. Кемерово в I кв. 2005 г. было проведено маркетинговое исследование, целью которого было определение сбытовой политики и конкурентных цен хлебобулочных изделий.

В курсовой работе использованы результаты исследований, опубликованные в периодической печати до 2006г., и результаты проведённого исследования в I кв. 2005 г. в г. Кемерово компанией ООО «Маркетинг».

В процессе исследования использовались методы опроса покупателей в различных торговых точках г. Кемерово, результаты которого дополнялись наблюдениями лиц проводивших опрос. Опрос был проведён автором статьи при содействии нескольких помощников с разрешения руководства каждого конкретного торгового предприятия, в котором проводился сбор информации и от имени этих организаций. Опрос представляет собой непосредственную беседу исследователя с людьми, с целью получения интересующих его данных, которые оформляются в виде заранее подготовленной анкеты (см. приложение 2).

Выборка опрашиваемых осуществлялась методом случайного отбора, с обеспечением представительства в ней различных социальных и возрастных групп.[16]

В результате проведённого опроса покупателей установлена более высокая насыщенность рынка хлебобулочных изделий в 2005 г., по сравнению с 1996-1997 г. (см. табл. 1) и оценивается покупателями как высокая (90%) и достаточная (9%).

Изменилась и “география” реализации хлебобулочных изделий. В 1996-1997 г.г. они продавались в универсамах, магазинах “Продукты”, специализированных булочных. В настоящее время хлебные магазины стали универсальными, а хлебобулочные изделия продаются в максимальном приближении к покупателю: в универсамах, мини - маркетах, супермаркетах, на рынках, причём всегда свежий или горячий, чаще в упаковке, продаётся в течение всего дня без обеденного перерыва и ночью.

Таблица 1

Оценка потребителями насыщенности рынка хлебобулочных изделий

Наименование оценки 1996-1997 г.г.

I кв. 2005 г.

Количество опрошенных покупателей, чел. Удельный вес покупателей в общем числе опрошенных, % Количество опрошенных покупателей, чел.

Удельный вес покупателей в общем числе опрошенных, %

Высокая 198 13,02 505 90,02
Достаточная 821 53,98 50 8,91
Удовлетворительная 380 24,98 6 1,07
Слабая 122 8,02 0 0,00
Итого 1521 100,00 561 100,00

 

Заметной отличительной особенностью рынка хлебобулочных изделий в регионе в 2005 г. является значительная разница (до 40%) в цене одного вида изделия в разных торговых предприятиях. В таблице 2 представлены результаты исследований цен хлеба “Дарницкого” и батона “Раменского”.

Наиболее распространённая цена была принята за основную, к ней были отнесены цены, отличающиеся на ± 2%. Эти же сорта хлебобулочных изделий реализовывались по ценам “повышенным” (> 4,2%), “пониженным” (< 10%) и “низким” (< 40%). По основной и повышенной цене реализовывалась продукция крупных хлебозаводов через систему торговых предприятий; по пониженной цене - продукция частных предпринимателей через магазины общественных благотворительных фондов; по низкой цене реализовывался товар в магазинах частных предприятий, которые сами производят его на мини-пекарнях.

 

Таблица 2

Сведения о состоянии рынка хлебобулочных изделий в I кв. 2005 г.

Категория цены Отличие цены от основной, % Количество человек в очереди

Количество изделий в одной покупке, шт.

Хлеб “Дарницкий Батон “Раменский Хлеб “Дарницкий

Батон “Раменский

Основная ± 2,0 ± 2,0 0-1 0,5-1 1
Повышенная > 4,2 > 10,0 0 0,5-1 1
Пониженная < 6,3 < 10,0 1-3 0,5-2 1-2
Низкая < 27,0 < 40,0 10-40 1-4 1-10

 

Необходимо отметить, что продажа хлебобулочных изделий по низким ценам не является кратковременной кампанией и осуществляется уже несколько лет при постепенном увеличении объёма, несмотря на то, что рынок хлебобулочных изделий в определённой степени монополизирован. В настоящее время реализуется уже десятки тонн в сутки, что равняется мощности 1-1,5 хлебозаводов, но и этого количества недостаточно для удовлетворения существующего спроса на недорогие хлебобулочные изделия, т.к. при появлении этой продукции в продаже она быстро распродаётся.

При дальнейшем исследовании, в результате наблюдения и опроса покупателей была проведена демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий по возрастному признаку отдельно для каждой цены, представленной в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий

 Категория населения Повышенная цена Основная цена Пониженная цена Низкая цена
Количество по- купок Удельный вес в % к итогу Количество по- купок Удельный вес в % к итогу Количество по- купок
Трудоспособное население 416 84,04 435 75,00 22,03
Пенсионеры 69 13,94 122 21,03 74,89
Недостигшие трудоспособного возраста 10 2,02 23 3,97 3,08
Итого 495 100,00 580 100,00 100,00

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Когда предприятию приходится работать в условиях жесткой конкуренции, необходимо что-то менять, а для некоторых предприятий это трудно или даже невозможно. Они становятся менее конкурентоспособными, в то время как тот, кто смог приспособиться к новым условиям и научился соотносить свои возможности с нуждами потребителей, становится более конкурентоспособным.

А можно ли влиять на потребителя? Отчасти да, когда мощные интересы бизнеса управляют его потребностями.

Поэтому ведущую роль здесь должны сыграть маркетинговые исследования.

Курсовая работа выполнена на примере маркетинговых исследований рынка сбыта продукции.

Потребности неизменны, но способы их удовлетворения меняются. Например, людям всегда нужны были домашние развлечения — и в викторианскую эпоху это помогало продавать пианино, а позже — телевизоры.

В конце концов, последнее слово — за потребителем.

Все покупатели по-разному удовлетворяют свои потребности, и, когда у них есть выбор, они остановятся на товаре или услуге, от которых, как им кажется, они получат максимум пользы за ту же цену.

Для того чтобы потребитель выбрал товар или услугу, изготовленную именно на твоем предприятии, необходимо проводить маркетинговые исследования рынка сбыта продукции (услуг). Основным элементом таких исследований является сегментирование рынка сбыта.

Данная курсовая работа была выполнена на основании практических материалов сегментирования рынка сбыта хлебобулочных изделий по г. Кемерово, в результате чего была установлена более высокая насыщенность рынка хлебобулочных изделий в 2005 г., по сравнению с 1996-1997 г. и оценивается покупателями как высокая (90%) и достаточная (9%).

Современной особенностью продажи хлебобулочных изделий является изменившаяся «география»: если раньше эти изделия реализовывались в основном в специализированных хлебных магазинах или ларьках, то сейчас они продаются в крупных супермаркетах и мини – маркетах и наиболее приближены к покупателю.

Также в результате проведенных исследований было выявлено, что разница в цене изделий колеблется от ≥ 4,2 % до ≤40 %, при этом по основной и повышенной цене реализовывалась продукция крупных хлебозаводов через систему торговых предприятий; по пониженной цене - продукция частных предпринимателей через магазины общественных благотворительных фондов; по низкой цене реализовывался товар в магазинах частных предприятий, которые сами производят его на мини-пекарнях, что говорит о необходимости развития и поддержки местными органами самоуправления таких предприятий.

Большая часть покупателей в торговых предприятиях с основными и повышенными ценами относится к трудоспособному населению, с пониженными и низкими ценами - к пенсионному возрасту, что дает возможность предприятиям, производящих хлебобулочные изделия расширять свой ассортимент и проводить оптимальную ценовую политику.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат, 2004. – 356 с.

2. Александров, Ю.А., Рычков В.А., Терещенко Н.Н. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий //Маркетинг в России и за рубежом. - 2005.- N2.

3. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика.- 2003. – 516 с.

4. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: Редакционно-издательский центр "Культ-информ-пресс", 2003. – 498 с.

5.Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.:РДЛ,2002.- 356 с.

6.Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - М.: Инфра-М.,2004. – 509 с.

8. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций.-М.: Инфра-М.,2003.

9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: Манускрипт, 2005.

10. Дайан А. Маркетинг. – М.: Экономика, 2003. 

11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М: Высш. шк.: Инфра-М, 2005.

12. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика - М.: Финпресс:, 2005.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2003. – 704 с.

15. Маркетинг / Под ред. Академика А.Н. Романова – М.: Юнити, 2005. – с.189.

16. Маркетинг: Учебник. – К.: Украина. – 2003. – с.215.

17. Методы проведения маркетинговых исследований. //Экономист. - 2005. - №3.

18. Pоссийский статистический ежегодник за 1997 год .- М: Московский издательский дом,  1998.

19. Современный маркетинг на предприятии. // Директор. – 2004. - №6. – с.4.

20. Cоколова Т.В. Маркетинговое исследование сбытовой сети хлебобулочных изделий.//Маркетинг в России и за рубежом. -  2005. - N4.

21. Хруцкий В.Е. Корнеева И.В. Современный маркетинг.-М.: Финансы и статистика, 2004. - с.214.


[1] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Манускрипт, 2005. – С.38.

 

[2] Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат, 2004. – С. 5.

 

[3] Багиев Г.Л. Маркетинг.- М.: Экономика. - 2003. – С. 82.

 

[4] Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.:РДЛ,2002. – С.92.

 

[5] Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: Редакционно-издательский центр "Культ-информ-пресс", 2003. – С.98.

 

[6] Хруцкий В.Е. Корнеева И.В. Современный маркетинг.-М.: Финансы и статистика, 2004. - С.112.

 

[7] Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат, 2004. – С. 86.

 

[8] Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций.-М.: Инфра-М.,2003. – С. 119.

 

[9] Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация.-М.: Инфра-М.,2004.

 

[10] Дайан А. Маркетинг. – М.: Экономика, 2003. – С. 56. 

[11] Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М: Инфра-М, 2005. – С. 215.

 

[12] Методы проведения маркетинговых исследований. //Экономист. - 2005. - №3. – С. 14.

 

[13] Современный маркетинг на предприятии. // Директор. – 2004. - №6. – с.14.

 

[14] Егоров В.А.Новые методы при проведении маркетинговых исследований. // Маркетинг. – 2006. - № 3. – С. 18.

[15] Cоколова Т.В. Маркетинговое исследование сбытовой сети хлебобулочных изделий.//Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - N4. – С. 10.

 

[16] Александров, Ю.А., Рычков В.А., Терещенко Н.Н. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий //Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - N2. – С. 19.

 



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Маркетинговые исследования рынка сбыта хлебобулочных изделий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маркетинговые исследования рынка сбыта хлебобулочных изделий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)