Психологические факторы
В проведенном выше анализе упор делается на социологических факторах, детерминирующих экстремистское поведение. Однако нас интересуют психологические механизмы, задействованные в насилии на психологической почве. И, действительно, межэтнические конфликты имеют глубинную психологическую основу и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности Д.В. Ольшанский [35] считает, что независимо от иных порождающих факторов, разные виды экстремизма имеют общую психологическую основу: "Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформация политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страха перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия». Он также определяет «блокирование легитимной самодеятельности человека, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и факторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности". А.Я. Анцупов [5] предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм – это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения. Осколки движения оформились в небольшие подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия». Соответственно, можно утверждать, что психологической предпосылкой экстремистского поведения является агрессивность. О причинах же самой агрессивности можно рассуждать очень долго – отметим лишь, что К.Лоренц [28], известный исследователь агрессивного поведения, выделяет несколько факторов · Культурные факторы (культурные оценки агрессивного поведения) · Влияние СМИ (агрессивность усваивается человеком через викарное научение) · Семейные факторы (неполные семьи, взаимоотношения с братьями и сестрами, стиль семейного воспитания) · Наличие в детстве психологических травм, ситуаций ущемления · Темпераментальные характеристики (такая характеристика как «взрывной темперамент») Итак, необходимо отметить, что агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Н.В. Целуева [54] пишет о факторах способствующих молодежному экстремистскому поведению: «Исследования констатируют проявления таких тревожных симптомов в подростковой и молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, воинствующий национализм, диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации, девиантное и делинквентное поведение. В ценностном отношении современное поколение молодежи может быть охарактеризовано как маргинальное, а маргинализация влечет за собой противоречивость поведения, как группового, так и индивидуального, провоцируя увеличение количества экстремистских проявлений» Одним из факторов, провоцирующих развитие экстремизма, известный отечественный ученый В. И. Красиков [24] считает межпоколенные различия. Он отмечает, что нормальная социальная жизнь образуема постоянным присутствием трех поколений: молодежью, средним поколением и пожилыми. «Каждое поколение имеет серьезные отличительные признаки в своей психической самоорганизации. Весьма специфичны в этом отношении молодежь, и особенно молодые мужчины. Тинэйджеры, или молодые люди, находящиеся в состоянии серьезных психофизиологических трансформаций во взрослое поколение, имеют сознание, которое качественно отличается от других возрастов. Это идеалистическое, романтическое, нетерпеливое сознание с флуктуирующей идентичностью» В.И. Красиков [24] пишет, что за экстремистским действием, в отличие от просто эксцесса, выходки, стоят концепция и группа. «Группа первородна в формировании экстремизма как жизненного стиля. Индивидуальная экстремистичность довольно редка. Но если и имеет место, то и здесь, хотя бы в воображении экстремиста-одиночки, создается своя «идеальная группа» (или «коалиция в разуме»), выразителем которой он себя представляет». В целом исследования показывают [43,49,52-54], что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на групповые нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность снимается в сознании молодого человека тем, что «так принято» и «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения Юрасова Е.Н. [33] предполагает наличие следующих психологических качеств у исполнителей экстремистской деятельности - ярая приверженность какой-либо идеологии вплоть до фанатизма и групповой нарциссизм предполагают наличие нарциссического радикала в структуре личности - экстремальность деятельности и ее группо-центрический характер предполагают преобладание групповой идентичности над эго-идентичностью и слабую выраженность последней; - ориентация на насилие и устрашение предполагает наличие выраженного параноидного радикала в структуре личности Некоторые ученые [35] утверждают, что для профилактики и противодействия любым формам пропаганды, воздействия у молодёжи важно формировать критическое мышление. Критическое мышление направлено на оценку, тестирование получаемой информации. Критическое мышление выражается, прежде всего, в способности человека видеть слабые места, ошибки, разного рода недочеты. Причем сама оценочная деятельность, возможность критики, оценки, анализа (как в теоретическом, так и в практическом плане), мотивируют действия человека, создают положительные эмоции: человеку нравится этим заниматься. Его скепсис, рассудительность, критичность подчеркивают окружающие. «Критик» легко вырабатывает новые оценки, замечания, аргументы, хотя последние способствуют скорее динамике деятельности, а не ее продуктивности. Самым существенным и показательным для такого мышления является стремление оценивать планы, гипотезы, цели, знания, в целом – личность и деятельность другого человека. Критическое мышление присуще субъектам, которые селективны, аналитичны, умеют выделить главное и найти недостатки в рассматриваемом вопросе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |