Человеческий капитал, образование, культура.
Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность территории в эпоху постиндустриальной экономики. Для Тамбовской области на текущий момент приходится констатировать низкий уровень развития человеческого капитала. В основу концепции развития человеческого капитала положено само развитие человека через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, дохода и образования. Два первых фактора и их негативные последствия были рассмотрены выше. Система и качество образования Тамбовской области являются локомотивом, который должен поднять уровень развития человеческого капитала, обеспечив тем самым конкурентоспособность области на рынке трудовых ресурсов и опережающее развитие инновационной экономики. Развитая сеть профессиональных образовательных учреждений всех уровней позволяет подготавливать кадры по всем востребованным предприятиями области профессиям и специальностям.
В таблице 2.3 представлен рейтинг некоторых субъектов Российской Федерации по ИРЧП, рассчитанный в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2006-2007 году» (на основе данных за 2004 год). Для сравнения указаны ИРЧП и место региона в 2003 году. Графическое изображение динамики ИРЧП и места региона показано на рис.25-26. ИРЧП российских регионов сильнее всего зависит от состояния их экономики, поскольку самым дифференцированным компонентом является душевой ВРП. Как следует из нижеприведенных данных, Тамбовская область имеет индекс 0,752 и занимает в России 40 место. Среди соседних и близлежащих областей наиболее близкий к показателю 0,800 ИРЧП имеет Липецкая область (0,798), за ней следует Белгородская (0,788). Анализ динамики ИРЧП за период 2003-2004 года демонстрирует, что ИРЧП вырос во всех анализируемых субъектах, кроме Воронежской области. Таблица 2.3 . Рейтинг регионов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2004 г.
Г. Москва | 17091 |
0.858 | 70.8 |
0.763 | 99.8 | 100.0 |
0.999 |
0.873 | 1 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,866 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург | 10133 |
0.771 | 67.3 |
0.706 | 99.8 | 93.1 |
0.976 |
0.817 | 3 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,809 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
Липецкая область | 13732 |
0.822 | 65.7 |
0.678 | 98.4 | 71.4 |
0.894 |
0.798 | 6 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,783 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
Белгородская область | 8464 |
0.741 | 68.2 |
0.720 | 98.6 | 74.1 |
0.904 |
0.788 | 9 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,776 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||
Курская область | 7047 |
0.710 | 65.0 |
0.666 | 98.5 | 80.0 |
0.923 |
0.766 | 23 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,754 | 32 | ||||||||||||||||||||||||||
Саратовская область | 6288 |
0.691 | 65.6 |
0.677 | 99.2 | 74.5 |
0.910 |
0.759 | 31 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,756 | 28 | ||||||||||||||||||||||||||
Рязанская область | 7190 |
0.714 | 64.1 |
0.652 | 98.7 | 74.7 |
0.907 |
0.758 | 33 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,750 | 35 | ||||||||||||||||||||||||||
Воронежская область | 5454 |
0.667 | 66.1 |
0.686 | 98.3 | 77.1 |
0.912 |
0.755 | 37 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,756 | 27 | ||||||||||||||||||||||||||
Тамбовская область | 5977 |
0.683 | 65.6 |
0.676 | 98.1 | 72.6 |
0.896 |
0.752 | 40 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,750 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||
Пензенская область | 4958 |
0.652 | 65.7 |
0.679 | 98.4 | 73.4 |
0.901 |
0.744 | 49 | |||||||||||||||||||
для сравнения 2003 год | 0,738 | 48 |
Уровень обеспеченности образовательными учреждениями в Тамбовской области является высоким, особенно это касается дневных общеобразовательных учреждений (таблица– данные за 2005 год).
Современное региональное образование должно решать две ключевые задачи: первая – обеспечить широкую образованность и получение профессиональной квалификации, включая овладение определенным набором компетенций, умений и навыков всеми жителями области, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. Вторая задача – выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов. Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития.
Таблица.2.3
Количество дневных общеобразовательных учреждений на 100 тыс. человек | Количество дошкольных учреждений на 100 тыс. человек | |
Тамбовская область | 71,2 | 26,7 |
ЦФО | 38,8 | 28,6 |
Российская Федерация | 43,1 | 32,5 |
Решению первой задачи в Тамбовской области уделяется большое внимание. В рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Тамбовской области планируется осуществить повышение качества и доступности общего образования за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования, нормативного подушевого финансирования, развития региональной системы оценки качества образования, развития сети образовательных учреждений, развития общественного участия в управлении образованием. Уже сегодня в развитии информационной среды образования произошли значительные изменения: все школы и учреждения начального профессионального образования области подключены к сети Интернет, 70% образовательных учреждений имеют мультимедийную технику, в том числе 40% средних школ – интерактивные доски. Вместе с тем, основным фактором, сдерживающим развитие качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений, отсутствие у учителей стремления к самообразованию. Бесспорно, очевидной причиной такого положения является низкий уровень оплаты труда педагогических кадров, однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимость постоянного качественного высокопрофессионального повышения квалификации всех работников образования с целью обучения их владением самыми продвинутыми знаниями технологиями и навыками их постоянного обновления.
Как уже отмечалось, одной из важнейших задач образования является обеспечение экономики области квалифицированными трудовыми ресурсами в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Проблема соответствия спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов Тамбовской области состоит в том, что при наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры, учреждения начального и среднего профессионального образования все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в ВУЗы и низкий престиж рабочих профессий. Один из путей решения этой проблемы, по которому пошли в Тамбовской области – создание механизма ежегодного формирования региональной потребности на подготовку кадров и конкурсного распределения бюджетных мест на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Решение в Тамбовской области второй ключевой задачи современного образования – выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов, находится в начальной стадии. Как показывает практика, наиболее талантливые и способные кадры, не находя применения своим знаниям и способностям, стремятся уехать из Тамбовской области в Москву и другие регионы. Массовый отток квалифицированных специалистов и молодых ученых вызван отставанием Тамбовской области в инновационном развитии не только от Москвы, но и от некоторых соседних регионов (Белгородская, Липецкая области). "Утечка" квалифицированных кадров в регионы с большей заработной платой не позволяет в короткие сроки решить кадровые проблемы предприятий области.
Неотъемлемым условием роста человеческого капитала, повышения образовательного уровня, преодоления проблем депопуляции, дефицита трудовых ресурсов, ускорителем инновационных процессов является ф ормирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех жителей Тамбовской области. К числу проблем в сфере культуры относятся:
- высокий уровень физического и морального износа материально-технической базы учреждений культуры, особенно в сельской местности;
- низкое финансирование учреждений и объектов культуры, недостаточные объемы ремонтно-реставрационных работ;
- низкая платежеспособность населения области, не позволяющая оплачивать услуги культуры и отрицательно влияющая на общий уровень культуры населения; низкая посещаемость объектов культуры и культурно-массовых мероприятий;
- слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, невозможность предоставления комфортного жилья и т.д.);
- нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры.
Уровень преступности.
На фоне общероссийской ситуации Тамбовская область имеет в основном средние показатели. По данным МВД Росси по итогам 11 месяцев 2007 года Тамбовская область только дважды попала в число десяти субъектов Российской Федерации, выделяемых по признаку наилучших и наихудших показателей, а именно:
- Тамбовская область вошла в десятку регионов, в которых отмечено снижение числа нераскрытых преступлений (до 30,2 %);
- Тамбовская область вошла в десятку регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления .
Резкий скачок роста преступности произошел в связи с изменением методики мониторинга в 2005 году (рис.2.3). В 2007 году зафиксировано 20316 преступлений, что меньше, чем за тот же период 2006 года. В целом в Тамбовской области отмечается медленное снижение уровня преступности, особенно по таким видам преступление как убийство, разбой, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Рис. 2.3
2019-12-29 | 207 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Человеческий капитал, образование, культура. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы