возможности исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.
При наличии указанных критериев, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства[9]. Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления[10]. Статья 90 УК предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В соответствии с частью первой ст. 91 УК РФ «предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом». В соответствии с частью второй ст. 91 передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Как разъясняет Пленум ВС РФ «при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено»[11]. Обязанность загладить причиненный ущерб назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего. Гражданское законодательство предусматривает имущественное возмещение морального вреда, однако в некоторых случаях с согласия потерпевшего моральный вред может быть заглажен извинением раскаявшегося нарушителя. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего. Часть вторая ст. 92 предусматривает возможность помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия, однако она отличается от других мер своей особенной строгостью. Как определяет Пленум ВС РФ «в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние, осужденные за совершение преступлений средней тяжести, и эта мера применяется судом в порядке замены наказания»[12]. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение — наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Она связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних, установлением специальных требований режима, учебы, организации труда или лечения. Ее назначение оправдано в отношении виновных, вышедших из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, либо лиц, которых целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды, в которой они постоянно находились, или лиц с психическими отклонениями и нуждающихся в специальном лечении. В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе. В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы — шести месяцам. Продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока (максимального срока наказания) допускается только в случае необходимости закончить общеобразовательную или профессиональную подготовку. Комиссия по делам несовершеннолетних регулярно (не реже одного раза в год) рассматривает вопрос о необходимости дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении. Пленумом ВС РФ отмечено, что судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга[13]. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ № 1 В соответствии с ч.2 статьи 20 УК РФ лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за разбой (статья 162). Согласно ст.92 ч 5 несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 162, настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат. Отсюда следует, что приговор суда не соответствует закону. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ № 2 Приговор суда не соответствует требованиям закона. Во первых при назначении наказания суд не учел п. 6.1 ст. 88 УК РФ в соответствии с которым «за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину». В нашем случае за убийство, являющимся особо тяжким преступлением низший придел наказания составляет 6 лет, а за разбой являющимся тяжким преступлением составляет пять лет. В соответствии с п. 6.1 ст.88 УК РФ наказание в виде лишения свободы составит 3 и 2,5 года соответственно за каждое совершенное преступление. Согласно ч. 3 ст.69 УК РФ, «если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является тяжким или особо тяжким преступлением, то окончательное наказание назначается путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений». Окончательное наказание путем частичного или полного сложения наказаний составит не более 5,5 лет. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ № 3 В соответствии с п. 6.2 ст. 88 УК РФ «в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса». По условию задачи, преступление совершивший Иванов не относится к особо тяжким, следовательно суд имеет право повторно применить условное осуждение к Иванову. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Уголовный Кодекс Российской Федерации. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 3. Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. //Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1998 4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г 5. Бюллетень Верховного суда 1998-2006 гг. 6. Уголовное право России. Учебник для вузов. Т. 1. Общая часть. //Отв.ред. А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М, 2003, с. 49 7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. / Под ред. М.П. Журавлева, А.В. Наумова. - М.: Проспект, 2003. 8. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 9. Петрашев В.Н. Уголовное право. Общая часть. - М.: ПРИОР, 2004. 10. Иванов В., Иванов П. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. - 2004. - №3.-с.32-34. 11. Атапина О.Н. Некоторые особенности назначения наказания несовершеннолетним // Аспирант и соискатель. - 2005. - №2.-с.73-75. 12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. //Под общ.ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 13. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник /Под ред. В.П. Ревина. — М.: Юрид. лит., 2000.
[1] п. "а" Конвенции о правах ребенка //Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1998. [2] Атапина О.Н. Некоторые особенности назначения наказания несовершеннолетним // Аспирант и соискатель. - 2005. - №2.-с.73-75. [3] п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6 [4] Уголовное право России. Учебник для вузов. Т. 1. Общая часть. //Отв.ред. А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М,2003 , с.49 [5] Там же. 19 Уголовное право России. Части Общая и Особенная. / Под ред. М.П. Журавлева, А.В. Наумова. - М.: Проспект, 2003. [6] Петрашев В.Н. Уголовное право. Общая часть. - М.: ПРИОР, 2004. [7] Иванов В., Иванов П. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. - 2004. - №3.-с.32-34. [8] Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. [9] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. //Под общ.ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001, с. 193 [10] Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник/Под ред. В.П. Ревина. — М.: Юрид. лит., 2000, с. 448 [11] п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6 [12] п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6 [13] п. 16, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |