Населения о личности Д.И. Менделеева.
С целью изучения информированности людей о личности ученого было проведено анкетирование населения разных возрастных групп. В опросе участвовало 120 человек, по 40 из каждой возрастной групп: школьники, студенты, респонденты в возрасте 40-50лет (в дальнейшем именуемые «взрослые»). Они ответили на предлагаемые вопросы. 1. Знакомы ли вы с именем Дмитрия Ивановича Менделеева? а) Да; б) нет; в) не помню. Ответы на этот вопрос отражены на графике (рис.1).
Рис.1 Ответы на вопрос: «Знакомы ли вы с именем Д.И. Менделеева? 2. Под какой буквой представлен портрет Дмитрия Ивановича?
а б в Результаты обработки ответов на данный вопрос представлены на графике (рис.2). Рис.2 Ответы населения на вопрос: «Под какой буквой представлен портрет Дмитрия Ивановича?» 3. Знаменитое открытие Д.И. Менделеева. а) Теория строения органических веществ. б) Периодический закон и периодическая система. в) Существование протона в ядре атома. Рис.3 отражает полную картину ответов на данный вопрос. Рис.3 Ответы населения на вопрос: «Знаменитое открытие Д.И. Менделеева».
4. Научная деятельность Д.И. Менделеева связана с … а) народным просвещением; б) промышленностью; в) химией. Ответы на данный вопрос представлены на графике (рис.4). Рис.4 Ответы на вопрос: «Научная деятельность Д.И. Менделеева связана с…» Анализируя представленный материал, удалось выявить, что и молодое поколение, и его «родители» знакомы с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, с его научной деятельностью и главными открытиями. Но совсем малое число респондентов связали имя ученого с народным просвещением. Это говорит о том, что просветительская сторона деятельности Менделеева, оказывается, не столь известна, хотя она занимает в наследии гения одно из ведущих положений. Главной темой данной работы будет именно изучение деятельности Дмитрия Ивановича как реформатора народного просвещения России, прекрасного преподавателя, считавшего, что «для обогащения нужно просвещение, а просвещение немыслимо без обогащения».
ГЛАВА II Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева Годы учебы Менделеев родился семнадцатым ребенком в семье 27 января (8 февраля по новому стилю) 1834 года в городе Тобольске – месте ссылки жертв царского террора. Здесь отбывали срок декабристы и другие замечательные люди, которые оказали прогрессивно-демократическое влияние на формирование взглядов юноши, все детство и юность которого прошли в родном городе. Последний ребенок Митя был всеобщим любимцем в семье, особенную любовь к нему проявляла мать Мария Дмитриевна (рис.5), именно она помогла сыну выбрать дорогу науки. Она происходила из старинной купеческой семьи Корнильевых, предприимчивых и просвещенных людей того времени, была развитой, умной, энергичной, начитанной и интеллектуально развитой женщиной. Свою библиотеку, собранную по книжечке, она не продала даже тогда, когда семья находилась в денежном кризисе, и вскоре эта библиотека стала лучшей в Сибири. Отец Иван Павлович (рис.6), вначале – учитель, а затем – директор городской гимназии, после рождения последнего сына, тяжело заболел и вскоре ослеп. Но, несмотря на тяжелый недуг, проблемы народного просвещения часто обсуждались в семье, и уже по взрослевший сын принимал в дискуссиях самое активное участие. Впоследствии он всегда с благодарностью вспоминал о спорах и рассуждениях своих родителей о том, каким должно быть образование в России. Учителями Д.И. Менделеева в Тобольской гимназии (поступил в 1841 году) были замечательные сибирские педагоги И.П. Менделеев, П.П. Ершов, И.К. Руммель, М.И. Доброхотов, Д.П. Шелудков, ряд выдающихся качеств: самостоятельность, трудолюбие, жажду знаний, наблюдательность, стремление к самовыражению. В 1849 году он заканчивает гимназию. Аттестат об окончании этого учебного заведения ему вручает П.П. Ершов (рис.7), автор знаменитой сказки «Конек-горбунок». После окончания гимназии (1849 год) Дмитрий пытался поступить в Медико-хирургическую академию в Петербурге, однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше. В 1850 году Дмитрий поступает в Петербургский главный педагогический институт на отделение естественных наук физико-математического факультета, готовящего учителей для средней школы. Мать, Мария Дмитриевна, мечтала определить сына в университет, однако в те времена в нем учились только дети состоятельных родителей, которых даже порой не интересовало получение диплома их чадами. В институте же учились дети неимущих слоев населения, они находились на полном государственном обеспечении. Судьба подарила ему встречу с замечательными людьми, великими учеными, которые кардинально изменили его жизнь и заставили по-другому взглянуть на многие проблемы окружающей действительности. Среди них: · профессор математики М.В. Остроградский (рис.8), · академик – физик Э.Х. Ленц (рис.10), · профессор минералогии М.С. Куторга (рис.11), · профессор зоологии Ф.Ф. Брандт (рис.12), · профессор химии А.А. Воскресенский (рис.9). Педагогику читал Н.А. Вышнеградский (рис.13), известный русский педагог, редактор «Педагогического журнала». Такие педагоги воспитывали людей с ярко выраженной индивидуальностью. Индивидуальность – одно из любимейших менделеевских понятий, отражающее его мировоззрение, его отношение к природе и обществу, к их объектам и явлениям, пронизывающее его научную и педагогическую деятельность. Больше всего пытливого студента заинтересовал курс химии, который читал Александр Абрамович Воскресенский, по словам Менделеева, – «дедушка русских химиков». Выдающиеся люди, талантливые лекторы, имеющие педагогический дар и умеющие увлечь слушателей, внушающие любовь к предмету и приучающие к самостоятельности – такими были учителя Дмитрия, такими он хотел видеть всех учителей России, и таким он хотел стать сам. Ему это полностью удалось. Стремление к знаниям, любовь к науке восхищали не только сокурсников, но и профессорско-преподавательский состав. На выпускных экзаменах по педагогике, минерологи, химии он получил отметку «5», а по ботанике и зоологии «5+».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |