Глава II . Методика обучения работе на швейной машине в 5-6 классах
2.1. Методика обучения при изучении темы «Машинные швы». Методика обучения на уроках технологии. Активизация познавательной деятельности учащихся. При изучении темы «Машинные швы» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, изготавливает шов, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока. Образец технологической карты
5 класс
При изучении первого шва учащиеся заполняют технологическую карту вместе с учителем, но графу применение шва учащиеся заполняют сами, потом сравнивают с образцом.
Технологическая карта
При изучении швов вподгибку с открытым и закрытым срезами, учащиеся по образцам и названиям швов сами определяют, где, какой шов. В технологической карте графу название шва, условное изображение шва и применение шва учащиеся заполняют самостоятельно. После заполнения технологической карты и выполнения швов, учащиеся сравнивают с образцом.
Технологическая карта
Технологическая карта
6 класс
Работа учащихся в группах. Класс делится на группы, каждой группе выдается технологическая карта, частично заполненная, и образец шва (варианты могут быть разные). Группа самостоятельно заполняет карту, и каждый в группе изготавливает шов, затем выбирают наиболее удачно выполненный шов и помещают его в графу «Образец шва». Группа сама себя оценивает, сравнив свою технологическую карту с образцом.
Технологическая карта
Технологическая карта образец
Технологическая карта группа №
Технологическая карта образец
Технологическая карта
Технологическая карта образец
Технологическая карта
Технологическая карта образец
2. 2. Планы конспектов уроков по
У Р О К 1-2.
Р а з д е л: М а ш и н о в е д е н и е.
Т е м а: РЕГУЛЯТОРЫ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
К л а с с: 6
Ц е л и:
1. Ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки; 2. Научить устранять дефекты плохой строчки; 4. Воспитывать аккуратность и терпение, эстетический вкус; 5. Прививать навыки культуры труда; 6. Развивать координацию движения рук, исполнительские умения.
О б о р у д о в а н и е: швейная машина, учебник набор ручных инструментов, кусочки различной ткани, плакаты, образцы плохих строчек.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а:
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) проверка готовности учащихся к уроку б) приветствие в) организация рабочего места
II. П о в т о р е н и е п р о й д е н н о г о м а т е р и а л а.
Устный о п р о с.
В о п р о с ы для закрепления:
1) По каким признакам можно определить лицевую и изнаночную стороны ткани? 2) У какой ткани лицевая сторона определяется так же, как у гладкокрашеной? 3) Перечислите, какие ткацкие дефекты относятся к основным? 4) Дайте определения: «утолщенная нить», «непропечатанные места».
III. А к т у а л и за ц и я о п о р н ы х з н а н и й.
1. П о в т о р е н и е п р а в и л по технике безопасности и санитарно- гигиенических требований при работе на швейной машине.
В о п р о с ы д л я п о в т о р е н и я: - Как должен падать свет при работе на швейной машине? - Как правильно сидят за швейной машиной? - Что предшествует началу работы на швейной машине? - Чего следует опасаться во время работы на швейной машине? - Что вы должны сделать по окончании работы на швейной машине? - Как правильно организовать свое рабочее место?
2. О з н а к о м л е н и е учащихся с историей развития швейной промышленности.
– Слушаем сообщения учащихся об истории возникновения швейных машин. Швейная машина соединяет детали одежды ниточным швом, выполняет декоративную строчку, вышивку, обметывает края материала и т. п.
Первая швейная машина создана в Великобритании в 1755 году. Различают швейные машины челночной (двухниточной) и цепной (однониточной) строчки; стежок может быть видимым или потайным. Швейная промышленность в России получила широкое распространение в 1977 году и составила на этот период 20,6 млрд. рублей. Среди зарубежных стран швейная промышленность развита в Германии, США, Польше, Венгрии, Великобритании, Франции и др. – С какими основными приемами работы на швейной машине вы знакомы? – Какие операции вы выполняли на швейной машине?
IV. И з у ч е н и е н о в о г о м а т е р и а л а.
О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я п о т е м е «Регуляторы швейной машины»:
1. Ознакомление учащихся с регуляторами длины стежка, регулятором натяжения верхней (игольной) нити, регулятором натяжения нижней (челночной) нити.
2. Характеристика правильной, качественной машинной строчки. У ч и т е л ь. Перед тем как выполнить машинные работы, необходимо проверить качество строчки (показывает образец качественной строчки). - Какую строчку можно назвать качественной, глядя на этот образец? (Ответы учащихся.) Качественной считается такая строчка, у которой переплетение нижней и верхней ниток происходит между соединяемыми материалами. - Давайте попробуем выполнить образец машинной строчки на ваших рабочих местах. - Рассмотрите полученные строчки, охарактеризуйте, почему у некоторых из вас оказались некачественные строчки. Определите причину. (Не отрегулировано натяжение верхней или нижней ниток.)
3. Показ учащимся образцов плохой строчки: слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху. Выяснение причин возникновения дефектов строчек и объяснение путей устранения этих дефектов.
V. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. (№5 «Регулировка качества машинной строчки». С. 24.
Изученный материал закрепляется практической работой.
VI. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с. В о п р о с ы для закрепления (по вопросам можно сделать на карточки): 1) Какая строчка считается качественной? 2) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет сверху? 3) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет снизу?
VII. А н а л и з и о ц е н к а у р о к а.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.
VIII. И т о г у р о к а. - Что нового узнали об устройстве швейной машины и способах работы на ней? - Объясните, как будете устраивать различные дефекты машинной строчки.
IX. Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 4; знать основные понятия по теме урока; ответить на вопросы 1-4 (с.24). В рабочей тетради выполнить таблицу 4 «Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки», с.23
У Р О К 3-4.
Р а з д е л: М а ш и н о в е д е н и е.
Т е м а: УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА МАШИННОЙ ИГЛЫ. ПОДБОР ИГЛЫ И НИТОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ТКАНИ.
К л а с с: 6
Ц е л и:
1. Ознакомить учащихся с разновидностью и номерами швейных ниток; 2. Научить учащихся правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки её в машину; 4. Воспитывать аккуратность и терпение, эстетический вкус; 5. Прививать навыки культуры труда; 6. Развивать координацию движения рук, исполнительские умения.
О б о р у д о в а н и е: швейная машина, учебник, набор ручных инструментов, плакаты, образцы номеров иголок и швейных ниток, лоскуты любой ткани, семь лоскутков из х/б ткани.
Т и п у р о к а: Изучение нового материала.
Л и т е р а т у р а:
М е с т о п р о в е д е н и я: кабинет.
Х о д у р о к а
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
а) проверка готовности учащихся к уроку б) приветствие в) организация рабочего места У ч и т е л ь. Сегодняшний урок хочу начать со стих-я, которое, на мой взгляд, характеризует и правильное отношение каждого человека к трудовой деятельности, и отражает важное значение инструментов и материала в швейном деле. (Учитель читает стихотворение.) Н и т к а и и г о л к а Хвалилась нитка средь заплат: «Я с вас не требую зарплат, Все делаю бесплатно, Смотрите: все залатано. К мешку, рубашке иль белью Из вас любую я пришью, А без меня бы никогда Вы не годились никуда» Тут в стороне иголка Отозвалась негромко: «Ты, правда, дырки зашиваешь, Да только, жалко, забываешь, Что если б не было меня, Какая польза от тебя?» В жизни бывают типы людей: Один поскромнее, другой понаглей, Итоги работы зависят у них От вклада усилий и тех и других. Но скромный работник не любит хвалиться, Он добросовестно будет трудиться, А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга Припишет себе чужие заслуги.
II. П о в т о р е н и е п р о й д е н н о г о м а т е р и а л а.
Устный о п р о с.
-Покажите на доске графическое изображение дефектов: а) тугая строчка; б) строчка петляет сверху; в) слабая строчка г)строчка петляет снизу;
В о п р о с ы для закрепления:
1) Какие причины вызывают эти дефекты машинной строчкой? 2) Какими способами будете их устранять? 3) Охарактеризуйте качественную строчку. 4) Как отрегулировать натяжение челночной (нижней) нитки? 5) От чего зависит длина стежка?
III. И з у ч е н и е у с т р о й с т в а и у с т а н о в к и машинной иглы.
1.О з н а к о м л е н и е учащихся с видами машинных игл, их назначением, изучение строения машинной иглы, правил подбора номеров игл и ниток в зависимости от ткани и выполняемых работ, правил установки иглы в машину: п о к а з о с н о в н ы х н е п о л а д о к, возникающие из-за иглы и неправильной её установки. 2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. (таблица №5 С. 26) - рассказ и показ правила подбора номера иглы и ниток в зависимости от свойств ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ(сколько деталей сразу соединяют); - как правильно установить иглу, рассказ о назначении желобков, а также об образовании стежка, взаимодействии иглы и челнока и как происходит переплетение верхней и нижней нитей.
3. Р аз б о р с учащимися неполадок в работе швейной машины из-за неправильной установки иглы и ее неисправностей по таблице 7, с.28 4. О б ъ я с н е н и е и п о к а з последовательности и правильных приемов установки иглы в иглодержатель:
- поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение; - снять ногу с педали; ослабить винт иглодержателя; - установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобков иглы, закрепить винт с помощью отвертки. 5. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а по таблице 6 « Последовательность установки машинной иглы» с.27.
IV. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а №6 «Подбор и установка машинной иглы».,с.29
О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я п о т е м е «Подбор и установка машинной иглы»:
1. Подобрать номера игл и ниток для соответствующих образцов ткани. 2. Рассмотреть иглу, зарисовать её и записать названия её частей. 3. Установить иглу в иглодержатель. 4. Сложить две детали вместе и сделать выводы: правильно ли подобраны машинная игла и нитки для данной ткани. 5. Прикрепить образец в рабочей тетради, записать свои выводы.
VI. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а.
В о п р о с ы для закрепления (по вопросам можно сделать на карточки): 1) Из каких частей состоит машинная игла? 2) От чего зависит выбор номера иглы и ниток? 3) Какие неполадки в работе шв.машины вызывают плохое качество иглы и неправильная установка?
VII. А н а л и з и о ц е н к а у р о к а.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.
VIII. И т о г у р о к а. - Почему нужно уметь подбирать иглы и шв.нитки? - Какой стержень иглы толще – у номера 90 или 120?
IX. Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 5; знать основные понятия по теме урока; уметь объяснить основные понятия по теме.
У Р О К 5-6.
Р а з д е л: М а ш и н о в е д е н и е.
Т е м а: классификация швейных машин и их устройство.
Цели: 1. Познакомить учащихся с классификацией швейных машин и их устройством. Обучить правилам работы на швейной машине с ножным приводом. 2. Прививать навыки работы в коллективе, помочь почувствовать уверенность в себе и в своих силах. Оборудование: · Машины с ручным, ножным и электрическим приводом · Наборы этикеток с названием деталей. · Таблицы: «Строение швейной машины», «Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине». · Текст с указанием местоположения и функций деталей. · Инструкции: · ТБ при работе на швейной машине. · Подготовка машины к работе. · Шитьё на машине без ниток. Беседа. Прежде, чем мы начнем разговор по теме сегодняшнего урока, мне бы хотелось спросить: какие машины вам известны и какое значение они имеют в вашей жизни других людей.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |