Факторы, влияющие на здоровье и благополучие.
Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования генетики человека свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственного предрасположения, практически на все аспекты состояния физического и психического здоровья. Если считать, что суммарный вклад всех вышеназванных факторов, определяющих здоровья человека, равен 100%, то из всего многообразия компонентов, характеризующих состояние его здоровья, модно выделить следующие группы: · Признаки, определяемые исключительно (на 99%) наследственными факторами; · Признаки, определяемые, прежде всего (на 60% и более) наследственными предрасположением и в меньшей степени (до 40%) поведением человека и другими факторами окружающей среды; · Признаки, определяемые прежде всего (на 60% и более) действием факторов окружающей среды (экологическим и социальным окружением ), поведением и силой воли – духовными факторами индивидуума. К первой группе относятся признаки, изменить которые практически невозможно. Например, вы уже знаете, что такой признак, как мужской или женский пол у человека, определяется сочетанием хромосом в момент оплодотворения. Хирургически можно изменить внешнее проявление по мужскому или женскому типу. В очень редких случаях, при наличии определенных показаний, это делается. Но генетический пол такого человека изменить невозможно. Настоящее время врачами известно более 3,5 млн. наследственных заболеваний, развитие которых на 99,9 % предопределяется генетически в момент зачатия. Даже самые благоприятные условия жизни не предотвратят их развития у ребенка. К счастью для человечества, в большинстве случаев все - таки называемые наследственные болезни встречаются крайне редко – с частотой один случай из 10000 рождений и даже реже. Ко второй группе относятся такие признаки, как рост, масса тела, цвет волос и многие другие. Согласно оценкам экспертов международных организаций (ВОЗ, НКДАР, ООН и др.), большинство людей – до 60% населения во всех развитых странах мира, в том числе и в России, - страдают всего от 25 видов болезней. Эти болезни (гипертония, сахарный диабет, язвенная болезнь и др.) называют широко распространенными или мультифакториальными (многофакторными), поскольку они на 60% и более определяются наследственными предрасположением. Кроме наследственной предрасположенности, на развитие этих признаков и заболеваний, на степень их проявлений влияют состояния окружающей среды и образ жизни человека. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия на человека загрязненного воздуха или воды, наличие инфекций или мощного излучения. Признаки и заболевания, вызываемые действием этих факторов, относятся к третьей группе. Духовные факторы также являются важными компонентами здоровья и благополучия. Это – понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его – совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Так, зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни. Социальные факторы также значительно влияют на здоровье и благополучие каждого из нас. Уровень благополучия, а следовательно, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, медицинское обслуживание и образование. Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Духовное и физическое начало в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, что бы стать здоровым и телом, и душой. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубление болезни.
Советы родителям.
В ваших силах помочь ребенку поднять индекс физического состояния до 4 – 6 баллов. Для этого требуется, чтобы он ежедневно получал достаточную физическую нагрузку, например в спортивной секции. Совершенно необходима ему ежедневная зарядка. Дома несложно проводить некоторые описанные выше тесты, контролируя и улучшая физическое состояние ребенка. Например, ежедневно делать пробу Штанге: по секундомеру засекать время, в течение которого ребенок может не дышать. Со временем этот период будет удлиняться, а резервы здоровья будут увеличиваться. Ежедневно можно тренировать и гибкость позвоночника, включив соответствующий тест в комплекс утренней зарядки. Полезно ежедневно контролировать пробу Ромберга: засекать время, в течение которого ребенок стоит с закрытыми глазами в «позе аиста». Если каждый день тренировать зрительно – двигательную реакцию, то со временем ребенок сумеет схватывать линейку ближе к нулевой отметке. Регулярно следует заниматься развитием мышц плечевого пояса и брюшного пресса, выполняя упражнения, описанные в соответствующих тестах. У ребенка, посещающего секцию и ежедневно делающего зарядку, эти мышцы хорошо развиты. Если выполнение всех этих тестов будет регулярным, то и показатели пульса через 1 минуту после нагрузки будет ближе к показаниям ЧСС в покое.
Заключение. В ходе учебно – исследовательской работы, я выяснила, что на здоровье школьников влияют различные факторы: состояние окружающей среды, наличие у некоторых учеников вредных привычек, наследственные факторы, социальное положение семьи ученика и многие другие. Наследственность мы исправить не сможем, но на своё физическое здоровье повлиять в силах. Каждый школьник должен уметь определять слабые и сильные стороны своего физического развития. Для этого существуют различные тесты, они легки и доступны для каждого человека. На основе их каждый ученик может составить свою карту здоровья. Данные этих карт помогут родителям и ученикам правильно сориентироваться с выбором спортивной секции или кружка, где бы ребенок смог самосовершенствоваться. Родители должны помочь ребенку в правильном распределении времени учебы и отдыха, т.е. помочь составить режим дня, проследить за ежедневной утренней зарядкой, проконтролировать его зрительный режим, время проведенное за компьютером и телевизором, правильно составить рацион питания. Вывод: Проанализировав карту Бердышевой Евгении, можно сказать, что её физическое состояние находится на хорошем уровне. По карте здоровья Данилова Игоря, видно, что по показателю – гибкость позвоночника ему требуется коррекция. Ученику можно порекомендовать цикл физических упражнений на гибкость. На каждого школьника можно составить карты здоровья, они помогут откорректировать слабые стороны в физическом развитии ребенка и дадут возможность родителям обратить внимание на слабые показатели и записать своего ребенка в ту или иную спортивную секцию.
Литература: 1. Г.Б. Борисов «В мире подростка» 2. А. П. Лаптев «Гигиена детей и подростков» 3. Смирнов А.Г., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» 4. «О чем говорят карты здоровья школьника» - в журнале «будь здоров» №4, 2004 год.
Вывод:
По данным таблицы можно проследить следующее, что хорошей гибкостью обладают 66% учащихся, а 34% находятся на удовлетворительном уровне. Хорошей зрительно - двигательной реакцией – 42%, а 58% учащихся соответствуют норме. Хорошей координацией движений обладают – 75% , а 25% учащихся показали результаты ниже установленной нормы. Артериальное давление и ЧСС в покое у всех учеников 8 классе хорошее и соответствует нормам. Хорошие результаты по пробе Штанге у 42%, а у остальных 58% учеников удовлетворительны. По пробе Ромберга у всех учеников хорошие показатели. Состояние мышц плечевого пояса и брюшного пресса отличное. Можно сделать вывод, что в целом физическое развитие учащихся 8 класса находится на хорошем уровне, об этом говорят итоговые и четвертные оценок учеников по физкультуре, участие учеников в спортивных соревнованиях школы и города.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |