Для определения своего места на рынке и прогнозирования деятельности каждая фармацевтическая организация должна анализировать и оценивать свой потенциал, а также факторы, которые влияют на ее развитие. Для того чтобы получить ясную оценку деятельности аптечного предприятия и общей ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Проведем SWOT–анализ ООО «Вита-Ренессанс», составив список слабых, сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для него.
Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Квалифицированный персонал, имеющий значительный опыт работы в данной области;
| Предприятие не имеет четкого стратегического направления развития;
|
Постоянные клиенты;
| Непогашенная задолженность перед банком;
|
Оснащенность техническими и программными средствами;
| Узкий ассортимент продукции;
|
Низкие отпускные цены;
| Отсутствие источников финансирования;
|
Хорошая репутация;
| Низкая заинтересованность фармацевтов в развитии аптеки;
|
Близость расположения к проезжей части, автостоянка. Круглосуточный режим работы;
| Задержки поставок продукции поставщиками;
|
| Закуп товаров с отсрочкой платежа и, как следствие, по более высоким ценам;
|
|
Внешние благоприятные возможности
| Внешние угрозы предприятию
|
Снижение себестоимости за счет закупок по предоплате, по более низким ценам
| Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками;
|
Растущая потребность населения в медикаментах и парафармацевтике;
| Низкая отпускная цена препаратов у конкурентов;
|
Возможность обслуживания дополнительных групп клиентов и выхода на новые сегменты рынка;
| Сокращение сроков отсрочки платежей по предоставляемой продукции;
|
Сбалансированность ассортимента и товарных запасов;
| Нестабильность нац. валюты, инфляция, безработица;
|
Стабильность экономической ситуации в стране и регионе;
| Недостаток оборотных средств;
|
Мотивация персонала;
| Нововведения в Законодательстве;
|
Открытие новой аптеки, развитие сети;
|
|
После того как список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляются таблицы SWOT
Сильные стороны ‑ Благоприятные возможности
Сильные стороны
| Благоприятные возможности
|
Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области;
| Растущая потребность населения в медикаментах и парафармацевтике;
|
Наличие постоянных поставщиков;
| Снижение себестоимости за счет предоплаты;
|
Хорошая репутация;
| Стабильность экономической ситуации в стране и регионе;
|
Оснащенность техническими и программными средствами;
| Сбалансированность ассортимента и товарных запасов;
Конкурентоспособность;
|
Относительно низкие отпускные цены;
| Возможность обслуживания дополнительных групп клиентов и выхода на новые сегменты рынка;
|
Сильные стороны ‑ Угрозы
Сильные стороны
| Угрозы
|
Хорошая репутация;
| Задержки поставок;
|
Относительно низкие отпускные цены;
| Низкая отпускная цена препаратов у конкурентов;
|
Постоянные клиенты;
| Выход на рынок конкурентов;
|
Слабые стороны ‑ Благоприятные возможности
Слабые стороны
| Благоприятные возможности
|
Непогашенный кредит;
| Стабильность экономической ситуации в стране и регионе;
|
Закуп товаров с отсрочкой платежа по более высоким ценам;
| Снижение себестоимости за счет предоплаты;
|
Узкий ассортимент продукции;
| Сбалансированность ассортимента и товарных запасов;
|
Мотивация персонала, разработка миссии;
| Низкая заинтересованность фармацевтов в развитии аптеки;
|
Слабые стороны ‑ Угрозы
Слабые стороны
| Угрозы
|
Непогашенный кредит;
| Нестабильность национальной валюты;
|
Узкий ассортимент продукции;
| Недостаток оборотных средств;
|
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Таким образом для ООО «Вита-Ренессанс» необходима такая стратегия, где будут увеличены внутренние силы и внешние возможности предприятия, и где следует сократить слабые внутренние стороны фирмы и по возможности смягчить негативное влияние внешних угроз.