Взаимоотношения политики и морали
Проблема истолкования взаимоотношения морали и политики является одной из сложных и малоразработанных проблем политологии. Эта проблема на протяжении многих столетий привлекает внимание мыслителей и политиков. Теоретическое и практическое решение ее в каждом конкретном случае нередко встречает большие трудности и ставит новые вопросы, имеющие большое жизненное значение. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, санкционированных и охраняемых общественным мнением, имеет первенство по отношению к политике. Она старше и долговечнее политики, более глубока по содержанию, более человечна, если можно так сказать. Она имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых обществах политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. Достаточно вспомнить отставку президента США Р. Никсона, отставки многих министров, запятнавших себя с точки зрения нравственных правил поведения. Высокие нравственные требования, естественно, должны применяться и к политикам в России. В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, совместимости моральных представлений о добре и зле и политической целесообразности; применимости моральных оценок к политическим действиям; вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству; использования моральных норм для целей политической демагогии и камуфляжа и т.п. Особое неприятие вызывают попытки некоторых политических лидеров использовать категории нравственности для обоснования или оправдания своих неблаговидных действий. Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она как бы присутствует во всех проявлениях политики. К сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жесткие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть межа, переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, а не роботы. Люди несут в себе приобретенные за тысячелетия и от предков переданные законы и хотя бы элементарные нравственные правила. Нравственные категории «благо», «добро», «зло», «справедливость», которыми оперирует политическое мышление, выражают, как правило, иное содержание, чем «добро» и «зло» в сознании моральном. Фигурируя в политическом мышлении, они несут скорее утилитаристские – практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно утилитарные польза или вред для различных социальных субъектов вследствие функционирования государства. Причем, как заметил Станислав Лем, всегда намного легче увлечь людей в сторону зла, нежели добра. В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения морали и политики, ибо это позволяет при выборе главным образом способов политического достижения целей освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее рельефно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли. Главным в политике, по его словам, выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Цель оправдывает средства – этот известный постулат как нельзя лучше характеризует позицию этого мыслителя. Все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью. В государственной деятельности всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Обращаясь к Л. Медичи, Н. Макиавелли пишет: «Какими бы средствами ни овладевали Вы престолом, какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословление божье будет над Вами». Макиавеллизм стал символом политического коварства. История политических и этических учений, современные теоретические концепции и политическая практика позволяют выделить несколько основных вариантов взаимодействия между моралью и политикой. 1. Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики. 2. Развести мораль и политику, обосновать их автономию вплоть до полного разрыва между ними. 3. Дискуссии вокруг проблемы соотношения целей и средств в политике. 4. Обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали. 5. Оправдать аморализм политики, игнорирование ею морали. 6. Упор на взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга. 7. Нравственная оценка результатов политических решений и личности политических деятелей.
Заключение Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс. Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например, шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты. Не все общественные явления имеют непосредственное отношение к политике, то есть являются собственно политическими явлениями, однако любое общественное явление может иметь значение с точки зрения политики. Так, например, в целом независимо от политики существуют такие сферы, как экономика, право и культура. Однако политическую сферу нельзя рассматривать в отрыве от этих сфер. Разве экономические интересы государства, отдельной группы внутри общества или даже отдельных граждан не могут оказывать влияние на их политическую активность? Понятно, что, например, желание «работать на себя», то есть быть предпринимателем, заставит человека голосовать за партии правого спектра, а голосование – это уже политический акт. Что касается права, То политическая жизнь регулируется целым рядом законодательных актов, главным из которых является Конституция. То же касается и культуры: традиции оказываются важным фактором, который определяет как действия субъектом политики, так и их восприятие «со стороны», их оценку другими людьми. С другой стороны, политика влияет на другие сферы общественной жизни. Власть – это, кроме прочего, и возможность управлять жизнью общества и строить ее таким образом, как считает правильным тот, кто этой властью обладает. Конечно, любой политик не обладает абсолютной свободой, поскольку вынужден действовать по правилам, которые были созданы до него, но его влияние может быть очень значительным. Существенные изменения, которые произошли в правовой сфере (например, официальное признание государством частной собственности и, как следствие, создание правовых актов, которые регулируют отношения людей по поводу собственности), также стали результатом политических изменений. Политика оказывает значительное влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой структуры общества (развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей, а также социально-демографической структуры общества – миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство (проблема Севера). Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на духовную сферу и такие ее элементы, как образование, воспитание, культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения. Речь идет об адаптации человека к условиям общественной жизни. Во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей. В-третьих, выработкой эталонов действий, поведения и их реализации в различных ситуациях политической жизни. Итак, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Рациональная, демократическая политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |