Организационно-деятельностная Игра
12
Если мы хотим получать значимые культурные результаты, мы должны понимать эту двойственность – пространство деятельности, с одной стороны, и пространство истории, с другой, и строить, соответственно, ловушки такого типа, создавать социальную ситуацию и получать некоторые культурно-исторические значимые результаты. … Игра построена по принципу ловушки, куда сваливаются результаты. И это куда важней, чем то, что игра есть инструмент. (3, 565)
Так же как и классическая ОДИ содержит в себе три больших раздела: Ситуационный анализ, Анализ ситуации, и Проблематизацию, но, в отличие от нее, здесь часть задач Ситанализа классической ОДИ уже выполнена в ходе ДИ. Также в отличие от классической ОДИ, осуществляющей схему программирования и поэтому начинающейся с Ситанализа, Каноническая ОДИ начинается с Анализа ситуации, поскольку Идеальные обстоятельства точным образом вырисовываются в конце ДИ. Тогда появляется чудесная возможность точного построения Идеальной ситуации, исходя из Воления Существа Дела. В этом секрет того, что затем, в Ситуационном анализе, появляется возможность выдержать укол жала Скорпиона – непосредственное предстояние Реальности, и войти в нее уже не в качестве жертвы (добычи), но охотника. Это значит – обезвредить все ее ловушки и поставить собственные.
* * *
Канва ОДИ: Первые четыре шага Анализа ситуации соответствуют построению человека из макрокосмоса: все носит еще нетронутый идеальный характер, и человек ощущает себя творцом в Эдеме: Анализ ситуации: 1. На этапе : словно оглядываясь из переживания Воления Существа Дела (которое было на ДИ), созерцаются Идеальные для Существа Дела обстоятельства. Этот момент можно определить как тот, в котором основные проблемы уже решены, и достижение Высшей Цели становится естественно-искусственным процессом; 2. На этапе : разрозненные Идеальные обстоятельства, подобно опилкам в магнитном поле, приводятся в движение, и созерцается конфигурирующий их архетип; согласно элементам этого архетипа происходит самоопределение по группам; 3. На этапе : благодаря одновременному переживанию всех элементов архетипа в параллельно работающих группах, достигается достоверная идентификация факторов Идеальной ситуации; 4. На этапе : на пленуме происходит замыкание Идеальной ситуации в целостное переживание; Ситуационный анализ: 5. На этапе : полученное таким образом идеальное пространство заполняется соответствующими обстоятельствами сегодняшнего дня; 6. На этапе : вызревание этих обстоятельств достигается через соотнесение их с архетипом Идеальной ситуации; 7. На этапе : в ходе групповой работы происходит уравновешивание всех факторов Реальной ситуации в силовом поле архетипа Идеальной ситуации; 8. На этапе : происходит построение Реальной ситуации через синтез ее проработанных и уравновешенных факторов, в ходе чего ядовитое жало наносит укол, но уже не смертельный (здесь впервые появляется возможность встретиться с Реальностью и не быть при этом ею пораженным, как в мифе про Одиссея, который велел привязать себя к мачте, чтобы иметь возможность посмотреть на сирен и остаться живым). Проблематизация: 9. На этапе : получив необходимую прививку, теперь можно по отношению к проблемам выступить не как жертва, а как охотник; охота за проблемами происходит по их следу: через сопоставление Идеальной и Реальной ситуации обнаруживаются препятствия, мешающие этому переходу, и соответственно им происходит выявление проблем – несовершенств, мешающих преодолеть выявленные препятствия. Но смерть кощеева лежит еще глубже: нечто ведь мешает устранению этих несовершенств; эти уже тромбы непосредственно в волении называются проблематикой и разрешаются в ходе самой Игры, что открывает возможность и решения проблем, и соответствующего преодоления препятствий, т.е. совершения перехода от Реальной ситуации к Идеальной ситуации как ЕИ-процесса; 10. На этапе : выявленные проблемы приручаются посредством обнаружения конфигурирующего их архетипа, после чего происходит самоопределение по группам для проработки соответствующих элементов архетипа как факторов Проблемной ситуации; 11. На этапе : приближаемся к кульминации ОДИ и всей Игры: в групповой работе выявленные проблемы осваиваются. Зло – это не на месте поставленное добро. А это значит, что зло не должно быть уничтожено, а либо пресуществлено в добро (что, правда, является Алхимией и выходит за пределы компетенции Игры, но намечается в ней как задачи), либо ставится на свое место. Поэтому проблемы из диких и враждебных хищников претерпевают двоякое превращение: либо намечается, во что и каким образом они должны пресуществиться, чтобы стать соответствующей внутренней силой, либо определяется, в каких ситуациях этот недостаток является преимуществом, чтобы в дальнейшем он использовался исключительно там. 12. На этапе : достигнутая каждой группой полнота переживания проблем (либо как осознанной проблематики, либо переведенных в задачи по пресуществению проблем) по каждому элементу архетипа позволяет совершить трансфер и обмен с другими группами – факторами Проблемной ситуации.
* * * Для проведения ОДИ нужны еще три позиции Дизайнера: по Идеальной ситуации, по Реальной ситуации и по Проблемной ситуации. Ими могут быть Дизайнеры соответственно ДИ, ОИ и ОДИ. Процедура ОДИ следующая:
Анализ Ситуации: 1. Анализ-1 Идеальных обстоятельств: Ø рефлексия Воления Существа Дела как культурно-исторического процесса; Ø выявление лежащих в его основе образцов и прототипов как Идеальных обстоятельств. 2. Самоопределине-3: Ø нахождение архетипа Идеальных обстоятельств; Ø формирование факторов Идеальной Ситуации согласно элементам архетипа; Ø самоопределение участников в отношении факторов Идеальной Ситуации; Ø формирование рабочих групп, согласно факторам Идеальной Ситуации, назначение игротехников по группам. 3. Групповая работа -1: Ø выбор ведущего в каждой группе; Ø уточнение мотивации выбора данной группы каждым участником; Ø проработка каждой группой соответствующего фактора Идеальной Ситуации; Ø подготовка докладчиков и дополняющих. 4. Синтез-1 Идеальной ситуации: Ø сбор групп на пленум и определение порядка и регламента докладов; Ø доклады групп, дополнения, вопросы со стороны других группы, комментарии, критика; Ø итоговый доклад Дизайнера Идеальной ситуации; Ø рефлексия Анализа Ситуации.
Ситуационный Анализ: 5. Анализ-2 Реальных обстоятельств: Ø Рефлексия Идеальных обстоятельств; Ø Выявление соответствующих им Реальных обстоятельств, 6. Самоопределине-4: Ø выверка архетипа Реальных обстоятельств; Ø формирование факторов Реальной Ситуации согласно элементам архетипа; Ø самоопределение участников в отношении факторов Реальной Ситуации; Ø формирование рабочих групп, согласно факторам Реальной Ситуации, назначение игротехников по группам. 7. Групповая работа -2: Ø выбор ведущего в каждой группе; Ø уточнение мотивации выбора данной группы каждым участником; Ø формирование каждой группой соответствующего фактора Реальной Ситуации; Ø подготовка докладчиков и дополняющих. 8. Синтез-2 Реальной ситуации: Ø сбор групп на пленум и определение порядка и регламента докладов; Ø доклады групп, дополнения, вопросы со стороны других группы, комментарии, критика; Ø итоговый доклад Дизайнера Реальной ситуации; Ø рефлексия Ситуационного Анализа. Проблематизация: 9. Анализ-3 выявленных Проблем: Ø Выявление дефицита между Идеальной ситуацией и Реальной ситуацией; Ø Выявление трудностей (внешние препятствия) перехода от Реальной ситуации к Идеальной ситуации; Ø Перевод трудностей в проблемы (внутренние препятствия для команды или лично для членов команды). 10. Самоопределине-5: Ø выявление архетипа проблем; Ø формирование факторов Проблемной Ситуации согласно элементам архетипа; Ø самоопределение участников в отношении факторов Проблемной Ситуации; Ø формирование рабочих групп согласно факторам Проблемной Ситуации, назначение игротехников по группам. 11. Групповая работа-3: Ø выбор ведущего в каждой группе; Ø уточнение мотивации выбора данной группы каждым участником; Ø формирование каждой группой соответствующего фактора Проблемной Ситуации: перевод проблем в задачи (если известны методы решения) и выявление проблематики (в чем заключается паралич воли, чтобы начать решать проблему? – соответственно нерешаемым проблемам); Ø подготовка докладчиков и дополняющих.
12. Синтез-3 Проблемной ситуации: Ø сбор групп на пленум и определение порядка и регламента докладов; Ø доклады групп, дополнения, вопросы со стороны других группы, комментарии, критика; Ø переживание Проблемной Ситуации через Интуитивную драму; Ø принципиальное разрешение проблематики через экзистенциальное самоопределение; Ø итоговый доклад Дизайнера Проблемной ситуации; Ø рефлексия Проблематизации; Ø итоговый доклад Дизайнера ОДИ; Ø вопросы и дополнения участников Игры; Ø рефлексия ОДИ.
Теперь, когда проблематика решена, и проблемы переведены в задачи, начинается Олимпийская Игра – величественное и мощное нисхождение по планетным сферам, демонстрирующее примат духа над материей. Олимпийская Игра
Стержень или сердцевина моего мировоззрения: есть мир, и задача состоит в том, чтобы его переделывать… Мы исповедовали этот принцип и полагали, что люди должны переделывать мир, менять его. При этом я понимаю, что это невероятно сложный процесс. Надо начинать с идеи, потом развертывать ее в систему реализационных проектов, затем осуществлять в форме социального действия. (2, 65)
При этом влияние семи планетных сфер на нисхождении совершенно иное, чем на восхождении, хотя, конечно, принципиальные свойства планетных сфер остаются в силе. А именно, в этих планетных сферах мы находим источники семи базовых типов мыследеятельности, которые последовательно развертываются на ее семи ступенях:
Процедура ОДИ: Прожектирование: Ø рефлексия Проблемной Ситуации; Ø генерирование Проектной Идеи (Прожект): как будет достигаться Идеальная ситуация (преодолеваться препятствия, выявленные на ОДИ), когда Проблемная ситуация будет полностью решена; Ø итоговый доклад . Проектирование: Ø постановка Исходной Цели (состояние, когда Проблемная Ситуация принципиально разрешена); Ø введение в системную проработку Прожекта; Ø структурный анализ; Ø процессуальный анализ; Ø функциональный анализ; Ø морфологический анализ; Ø синтез четырех слоев: получение Проекта; Ø итоговый доклад . Сценирование: Ø выстраивание событийного ряда (сюжетной линии) по достижению заданной структуры Проекта; Ø выстраивание событийного ряда (сюжетной линии) по достижению заданных процессов Проекта; Ø выстраивание событийного ряда (сюжетной линии) по достижению заданных функций Проекта; Ø выстраивание событийного ряда (сюжетной линии) по достижению заданной морфологии Проекта; Ø синтез четырех сюжетных линий и синхронизация составляющих их этапов: Сценарий; Ø итоговый доклад .
Примечание: предпочтительно осуществлять Сценирование в групповой работе. Каждая группа выстраивает свою сюжетную линию по достижению заданного элемента системного устроения Проекта. Это происходит в векторе обратного времени: лицом к поставленной Исходной Цели двигаться спиной к настоящему моменту. По каждой линии ставится вопрос: что необходимо, чтобы достичь соответствующего аспекта Исходной Цели? Т.о. выявляются соответствующие этапы, вехами которых являются промежуточные цели по достижению Исходной Цели. Программирование: Ø методическое обеспечение структурной сюжетной линии Сценария: структурная подпрограмма; Ø методическое обеспечение процессуальной сюжетной линии Сценария: процессуальная подпрограмма; Ø методическое обеспечение функциональной сюжетной линии Сценария: функциональная подпрограмма; Ø методическое обеспечение морфологической сюжетной линии Сценария: морфологическая подпрограмма; Ø синтез четырех подпрограмм: Программа (работ) по осуществления Сценария; Ø итоговый доклад . Планирование: Ø соотнесение этапов Программы с временными сроками в векторе реального времени; Ø выявление элементарных действий (абсолютно прозрачных и понятных), в которых реализуются все намеченные работы); Ø синтез и синхронизация всех действий: План реализации Программы; Ø итоговый доклад . Конструирование: Ø выявление ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных), необходимых для воплощения каждого действия Плана; Ø разработка схемы обеспечения всех видов ресурсов; Ø разработка финансовой сметы затрат; Ø разработка графика получения кредитов; Ø разработка графика погашения кредитов Ø итоговый доклад . ОРУ: Ø разработка необходимой системы Руководства для приведения в движение ресурсов; Ø разработка необходимой системы Управления всеми запланированными действиями, разработка процедур принятия решений и согласования; Ø разработка необходимой системы Организации; Ø синтез и выверка обеспечения Конструкта в целом системы Организации – Руководства – Управления; Ø прогнозирование внештатных ситуаций и соответствующего характера ОРУ Ø итоговый доклад ; Ø итоговый доклад дизайнера ОИ; Ø итоговый доклад дизайнера Игры.
* * *
Фактически в результате ОИ мы имеем идеальный по своей структуре бизнес-план, пронизанный Волением Существа Дела. Поэтому в целом деятельность, которая развернулась на ОИ, может быть названа Проектированием организации, а ее продукт – это Проект организации.
* * *
По окончании ОИ (как, впрочем, и двух других Игр) происходит рефлексия, имеющая по возможности пять граней: Ø содержательная рефлексия – неформализованный обмен личными впечатлениями от пережитого материала ДИ; Ø организационная рефлексия – фиксирует опыт проведения процедур; Ø ауторефлексия – фиксирует, как происходит достижение индивидуальных целей, поставленных в ходе Самоопределния-1; Ø мегарефлексия – фиксация происшедшего на Игре с космической точки зрения (планетных позиций); Ø метарефлексия – качество проведения самой рефлексии. Задача такой объемной рефлексии – не только вобрать полученное содержание и опыт, но собрать все, что на Игре было разобрано, и сделать плавный переход из действительности игрового пространства в реальность.
12
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |