Основные теории памяти. Система памяти у человека.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деят-ти или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и яв-ся важнейшей познавательной ф-ей, лежащей в основе развития и обучения. Одной из первых психолог-их теорий памяти была ассоциативная теория. Возникла в 17в, активно разрабатывалась в 18 и 19 вв. Распространение получила преимущественно в Англии и Германии. В основе лежит понятие ассоциации – связи м/у отдельными психическими феноменами. Разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер. Память понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие мех-мы и законы памяти (прим, закон забывания Эббингауза – уже в течении 1-го часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов). В этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего м/у заучиванием и воспроизведением. В конце 19 в. на смену пришла гештальттеория. Главный принцип – целостная организация – гештальт. Законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении. Главная мысль – при запоминании и при воспроизвед-ии материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. В начале 20в. возникает смысловая теория памяти. Утверждалось, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. В отеч-ой психологии изуч-е памяти связано с общепсихол-ой теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деят-ти. Исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения) (Леонтьев, Зинченко, Смирнов). Эта концепция получила дальнейшее развитие в культурно-исторической. теории происхождения высших психических ф-ций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Дональд Хебб, предложил теорию происходящих в памяти процессов, которая определила ход исследований памяти более чем на три десятилетия вперед. Хебб ввел понятие кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память - это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе. Как полагал Хебб, эти структурные изменения могли бы вызываться повторной активацией замкнутых нейронных цепей, например путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. Повторное возбуждение образующих такую цепь нейронов приводит к тому, что связывающие их синапсы становятся функционально эффективными. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейронов будет активизировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и ее повторное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные нейроны клеточного ансамбля. Теория двойственного строения памяти. Впервые Вильямом Джеймсом из Гарварда было предложено разделять память на первичную и вторичную. Первичная память (непосредственная) - не покидает сознание и дает верное представление о только что воспринятых событиях (она родственна, но не идентична кратковр-ой) Вторичная память (косвенная)- темное хранилище информации, однажды пережитой, но уже не столь легко поддающейся извлечению. Вторичная память изображалась автором в виде путей, проторенных в мозговой ткани человека. Продолжив дело Джеймса, Во и Норман 75 лет спустя (в 1965 г.) описали взаимосвязь м/у перв-ой и вторичной памятью. Эта модель спровоц-ла появления в лит-ре метаф-ы "ящики в голове". Модель из трех хранилищ памяти предложили Аткинсон и Шифрин в 1968 г., развивая идею Во и Нормана. КВП способна удержать немного информации. Она рассматривается как рабочая система, в которой входная информация затухает и быстро исчезает. ДВП имеет практически неограниченный объем хранения. Переход информации из одного хранилища в другой контролируется преимущественно самим человеком. И эта возможность контроля человеком памяти, содержащейся в КВ хранилище, явилась центральной в теории Аткинсона-Шифрина. Согласно теории двух хранилищ памяти, информация, собранная нашими органами чувств, быстро передается в первичное хранилище, и либо замещается другой поступающей информацией, либо удерживается при помощи повторения. Модель "уровней обработки" информации, альтернатива теории двойственной памяти. Суть – чем глубже кодирование информации, тем меньше она забывается. Эти представления связаны с работой Крэйка и его коллег. Модель "уровней обработки" была реакцией на представление о строении памяти в виде "ящиков в голове". Идея данной модели состоит в том, что входные стимулы в головном мозге подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее - к более глубокому, абстрактному и семантическому анализу. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |