Экономическая сущность, функции и классификация налогов
Теоретически экономическая сущность налогов характеризуется в определении источника налогообложения и того влияния, которое оказывает налог на макроэкономические и микроэкономические процессы. В настоящее время нет единой точки зрения на экономическую сущность налогов. Например, профессор Родионова (представитель московской финансовой школы) говорила, что экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами в процессе уплаты налогов. Наиболее распространённой точкой зрения является понимание экономической сущности налогов как изъятия государством определённой части ВВП в виде обязательного взноса. Следует помнить, что налоги это комплексная категория, имеющая как экономическое, так и юридическое значение, поэтому важным является определение налога в рамках законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.В соответствии с данным определением можно выделить следующие характерные черты налога: 1. Обязательность (императивность).Эта черта отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, т. е. налог - это обязательный платёж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объёме возложенной на него обязанности.Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно. 2. Индивидуальная безвозмездность как черта отличает налоговый платёж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объёма выгоды от государственных услуг. Налоговый платёж - это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязанностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового платежа. Именноданная черта в наибольшей степени отличает налог от сбора и других налоговых платежей (штрафов, различных санкций и т. д.). 3. Отчуждение денежных средств предусматривает переход права собственности от налогоплательщика к государству.4. Направленность на финансирование деятельности государства.Данная черта характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Черты сбора: 1) обязательность; 2) совершение государством юридически значимых действий. Функции налогов Налоги выполняют общие свойства, присущие всем финансовым отношениям и свои отличительные признаки, то есть функции. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает ос-таваться предметом острейшей научной полемики. Итак, функции любой экономической категории должны рас-крывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа-ние налога как экономической категории, а также выражать обще-ственное назначение налогообложения как основы перераспреде-лительных отношений в процессе создания общественного богат-ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. По данному вопросу идёт противостояние двух школ: 1) кейнсианской; 2) неоклассической. Представители первого направления считают, что налоги - основной метод государственного регулирования экономики. Их противники считают, что налоги необходимы только для формирования доходной базы бюджета, а регулирование экономики должно быть минимальным. В России учёные в числе налоговых функций выделяют: 1) фискальную (от латинского fiscus, букв. - корзина[1]; казна); 2) экономическую; 3) регулирующую; 4) распределительную (социальную); 5) перераспределительную; 6) стимулирующую; 7) поощрительную; 8) контрольную. Однако каждый автор использует отдельную компоновку из них. Например, профессор Заяц выделяет две функции налогов: 1. Распределительную. В соответствии с ней происходит формирование денежных фондов государства с целью выполнения им своих функций. 2. Контрольную. Благодаря данной функции оценивается эффективность каждого налога и налогового режима в целом, а затем вносятся изменения в законы. Некоторые исследователи настаивают исключительно на фис-кальной функции налогов, в частности И.В.Горский[2]. По его мне-нию, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исто-рический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она само-достаточна, естественным образом находя свое собственное вос-производство в развитии экономики и не нуждаясь в «регулирую-щих» противовесах. Другие ученые, в частности Д.Г.Черник[3], Г.Б.Поляк и А.Н.Ро-манов[4], ограничиваются рассмотрением двух функций — фискаль-ной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отно-шениям. Посредством фискальной функции происходит формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства в целях его материального обеспечения. Благодаря регулирующей функции происходит перераспределение средств за счёт уплаты налогов, при этом государство использует их как основной метод регулирования экономики в целом. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообуслов-ленности, представляя собой единство противоположностей. Одна-ко внутреннее единство не исключает при этом наличия противо-речий внутри каждой функции и между ними. Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин[5], В.Г. Панс-ков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются, по меньшей мере, также контрольная и распределительная функции.
Классификация налогов Следует заметать, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям. Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак. Классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представлены в приложении № 2. 1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов. Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Среди прямых налогов выделяют: ¾ реальные прямые налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, как правило, расчёт налога ведётся на основе средней доходности, определяемой по специальному кадастру (земельный налог). ¾ личные прямые налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество налогоплательщика (НДФЛ, налог на имущество организаций). Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление. Выделяют: ¾ косвенные универсальные (НДС) ; ¾ косвенные индивидуальные (акцизы) ; ¾ фискальные монополии (производство и реализация продукции сосредоточены в руках государства, например, налог с оборота в бывшем Советском союзе); ¾ таможенные пошлины. В России с 2005 г. они не относятся к налогам, а учитываются в составе неналоговых доходов бюджета. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. 2. Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: ¾ с имущества (имущественные); ¾ с доходов (фак тические и вмененные); ¾ с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные); ¾ с использования ресурсов (рентные). Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой. Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например, акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например, НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе. Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог. 3. Классификация налогов по субъекту обложения является достаточно распространенной. Различают налоги, взимаемые: ¾ с юридических лиц, ¾ с физических лиц, ¾ смешанные (транспортный, земельный). 4. Классификация налогов по способу обложения. Разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по деклара ции», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по кадастру» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например, предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц). 5. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на: ¾ прогрессивные ; ¾ регрессивные ; ¾ пропорциональные ; ¾ твёрдые. Налоги с твердыми (специфическими) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли налогоплательщиков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками. В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. До 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным). В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. 6. Классификация налогов по назначениюразграничивает их на: ¾ абстрактные ; ¾ целевые. Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. 7. Классификация налогов по срокам уплаты. Различают налоги: ¾ срочные; ¾ периодические. Срочные (разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 года служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год. 8. Классификация по источнику уплаты. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц). 9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления, подразделяющая все налоги на: ¾ федеральные ; ¾ региональные ; ¾ мест ные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК. 10.Классификация налогов по уровням бюджета, в который начисляется налог: ¾ закреплённые (стопроцентно зачисляются в конкретный бюджет); ¾ регулирующие (одновременно зачисляемые в бюджеты всех уровней). В России в Бюджетном кодексе такое деление налогов отсутствует. 11. Классификация налогов по форме введения налога: ¾ общеобязательные (предусмотрены Налоговым кодексом и взимаются на всей территории, независимо от бюджета, в который они поступают; ¾ факультативные (предусмотрены Налоговым кодексом, однако, непосредственно могут вводиться на своей территории законодательными актами субъектов РФ или органами местного самоуправления). Факультативных налогов у нас нет, но есть специальный налоговый режим - система налогообложения в виде ЕНВД. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков. Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность[6].
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |