Модель обобщенных социально-воспитательных технологий
Классификация технологий дополнительного образования детей Исходя из этих актуальных принципов, новых идей формируются соответствующие им педагогические технологии, которые представляют своего рода системы тактических путей для освоения человеком способов деятельности и мышления, познания многообразия культуры и творческого ее преобразования. Но сколь бы оригинальными не были идеи, все они проходят своеобразный «контроль» на соответствие современному гуманизму, активно отстаивающему признание индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную, экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность. При этом предполагается обязательное наличие у человека социальной, культурной, индивидуальной ответственности за принимаемые решения. Рождение, становление и развитие этого качества человека невозможно вне специально организованной системы педагогической поддержки самоопределения в образовании – интеграции в образовательном учреждении психологической, социальной и медицинской помощи индивидуального развития ребенка для его духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни. Предмет педагогической поддержки – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, мешающих ему сохранить свое личное достоинство и самостоятельно достигать результатов в обучении, общении, образе жизни. Образовательные технологии стимулирования самоопределения личности, образовательные модели поддержки самоосуществления индивидуальности остаются еще для российского образования бескрайним пространством освоения. Даже в дополнительном образовании детей, где всегда были условия свободного, добровольного выбора занятия, проявления своей увлеченности, желания заниматься каким-либо делом, где очевидна непринужденность, естественность саморазвития каждого (педагога и детей), доминирует стихийность самореализации, а не системно организованный процесс становления сознательного определения своего «Я». Для многих учреждений дополнительного образования детей еще предстоит освоить идею психолого-педагогической поддержки на уровне содержания, организации, управления и технологического воплощения в образовательном процессе. В дополнительном образовании место и ценность педагогической технологии, конкретного авторского творчества иное. Здесь технология – способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности,— свободный, целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения. И одновременно, технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук о человеке. Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях. Наиболее типичными для практики дополнительного образования детей стали технологии, ориентирующиеся на различные модели образовательных систем, которые квалифицируются в соответствии с педагогическими целями и задачами: 1. Социально-воспитательные технологии. Педагогическая цель: личность, осознающая и принимающая ценности человеческого общества, свободы, демократии; строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; социально активная и законопослушная; знающая и защищающая права и свободы человека; способная участвовать в творческом преобразовании действительности; ориентирующаяся на гуманистические ценности; постигающая свой собственный мир, имеющая потребность к самопознанию и самореализации. 2. Рационально-образовательные технологии. Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков, обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением; желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использовать и на практике в специализированных областях. В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели. Модель обобщенных социально-воспитательных технологий В рамках компетентностного подхода социально-воспитательные технологии направлены на формирование следующих компетенций у воспитанников УДО: · социально-личностные компетенции (способность и умение личности осознавать и принимать ценности человеческого общества, свободы, демократии, строить свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; быть социально активным и законопослушным членом общества; знать и защищать права и свободы человека); ·компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества (способность и умение личности участвовать в творческом преобразовании социально-личностные компетенции (способность и умение действительности). Реализацию данной парадигмы обеспечивают следующие прикладные технологии: технология коллективной творческой деятельности; игровые, клубные технологии; технологии социального проектирования; формирования политического и экономического мышления; формирования навыков трудовой деятельности. Технология коллективной творческой деятельности Наиболее плодотворными в системе дополнительного образования являются хорошо известная технология И.П.Иванова или «орлятская педагогика», а также технология коллективной творческой деятельности. Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Принципы технологии коллективной творческой деятельности: - учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»); - мажорность в общении и обучении; - учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения); - сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.; - приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.); - превращение школы Знания в школу Воспитания. Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении. Конкретных же форм КТД великое множество. По сообщению С. А. Шмакова, в Липецком педагогическом институте имеется картотека почти на 1500 названий коллективно-творческих дел. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |