Гимнастика в системе физического воспитания
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Курсовая работа
Работу выполнил: Бугаев Л.С. Руководитель: Стукалов С.Н.
Минусинск – 2011 Содержание Введение.......................................................................................................................3 Глава 1. Гимнастика как средство физического воспитания детей........................5 1.1. Гимнастика в системе физического воспитания...............................................5 1.2. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях основной гимнастикой в школе...........................................................................................10 1.3. Характеристика основной гимнастики, ее содержание и особенности..........................................................................................................12 Глава 2. Особенности организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС..........................................................................................................................13 2.1. Назначение и функции государственного образовательного стандарта нового поколения............................................................................................13 2.2. Особенности нового ФГОС и его основные отличия от старого...............18 2.3. Организация занятий по гимнастике при переходе на новый ФГОС................................................................................................................19 Заключение.................................................................................................................38 Список литературы....................................................................................................39 Введение
Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов гимнастики. Популярность гимнастики в течение более чем 20 лет основана на ее отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональной окрашенности и внешней привлекательности. Возможности ее применения широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека. В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и доступны пожилым людям [6]. Сегодня, когда многие современные школьники имеют различные хронические заболевания, а их развитие и физическая подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам, гимнастика позволяет справляться с этими проблемами и приносит большую пользу. Благодаря занятиям гимнастикой дети скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений. В работе со школьниками нужна своя методика проведения занятий гимнастикой на всех возрастных этапах, где необходимо учитывать особенности реакций организма детей в «узловые» возрастные периоды и динамику физического развития, только тогда занятия будут приносить пользу, а не вред детскому организму. И сегодня, когда грядут изменения в системе образования, где новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе, тема организации занятий по гимнастике с переходом на ФГОС является актуальной для учителей физической культуры. Объект исследования – учебный процесс с детьми школьного возраста. Предмет исследования – изучение особенностей организации занятий по гимнастике с переходом на новый ФГОС в общеобразовательной школе. Цель исследования – на основе анализа литературных источников изучить организационные особенности построения занятий гимнастикой с переходом на ФГОС в общеобразовательной школе. Следовательно, основными задачами работы являются: 1. Изучить методическую литературу по заявленной теме. 2. Рассмотреть особенности нового ФГОС и найти его основные отличия от старого. 3. Определить и раскрыть методические особенности организации занятий по гимнастике в общеобразовательной школе с переходом на ФГОС. 4. Сделать выводы. Глава 1. Гимнастика как средство физического воспитания детей Гимнастика в системе физического воспитания
В процессе развития системы физического воспитания определились четыре относительно самостоятельных метода: гимнастика, игры, спорт и туризм. Среди этих методов особое место занимает гимнастика, призванная обеспечивать общее физическое развитие и совершенствование всех основных двигательных способностей. Гимнастика — своеобразный метод и в то же время одно из средств системы физического воспитания. Ее отличительной чертой является особый подбор упражнений и методических приемов. Если в спорте и играх упражнения заимствованы из жизни, то в гимнастике они обычно подобраны специально, чтобы возможно точнее воздействовать на человека. С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Эти задачи в основном делятся на две большие группы: оздоровительно-гигиенические и воспитательно-образовательные. Решение оздоровительно-гигиенических задач гимнастики предполагает всесторонне, гармоническое развитие опорно-двигательного аппарата человека, улучшение функционального состояния его внутренних органов, формирование правильной осанки и совершенствование физических качеств. Решение воспитательно-образовательных задач предполагает формирование морально-волевых качеств человека, развитие его памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры, воспитание гигиенических навыков поведения в быту и обучение жизненно важным двигательным навыкам [15]. Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой выправкой, осанкой. Особенно важно, что гимнастические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, верхних конечностей. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры не только позволяет совершать большие усилия, выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слаженную деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма. Особенно велика роль гимнастики в физическом совершенствовании подрастающего поколения. Регулярные занятия гимнастикой наиболее успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, способствуют ритмичной, слаженной деятельности органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем человеческого организма. Особая ценность гимнастики заключена в ее образовательных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека, постепенное усложнение изучаемых двигательных действий, возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений (по их форме, структуре, последовательности выполнения) позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности и, таким образом, практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием. Велико педагогическое значение гимнастики. Строгая регламентация учебных занятий, четкая организация деятельности занимающихся, определенная последовательность изучения различных по структуре упражнений, порядок их взаимосвязи между собой, постепенность нарастания физических нагрузок, разнообразие условий и требований для освоения новых двигательных умений и навыков позволяют успешно решать задачи коммунистического воспитания людей Специфическое значение гимнастики состоит также в том, что она помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, переносить тяжести, влезать по канату, шесту, лестницам. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными прикладными навыками [20]. Особая польза гимнастики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, то есть способностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Конечно, не только гимнастические, но и многие другие упражнения улучшают координацию движений человека, однако в гимнастике эти задачи решаются наиболее четко и последовательно. Постепенное увеличение трудности различных двигательных задач, связанных с координацией движений, несомненно содействует росту способностей, необходимых для координации сложных движений, с которыми человек повседневно встречается в труде, в быту, на военной службе и, наконец, в спорте. Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению различных переворотов, вращений, спадов, подъемов, организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела. Умение сохранять работоспособность в необычных условиях особенно важно для летчиков и парашютистов, для моряков и рыбаков, для верхолазов и монтажников, а также для представителей многих других специальностей. В упражнениях на снарядах дыхание и кровообращение несколько своеобразны. Так, если при занятиях большинством видов спорта легочная вентиляция и газообмен во время работы больше, чем после нее, то при выполнении многих гимнастических упражнений — наоборот. Например, у гимнаста, хорошо выполняющего стойку на руках, легочная вентиляция после работы меньше, чем во время ее выполнения. Этого, однако, нельзя сказать буквально о каждом упражнении. Данные ряда авторов свидетельствуют о том, что гимнаст, хорошо владеющий упражнением, умело согласует фазы дыхания с фазами движения. В результате дыхание на снарядах задерживается редко, причем в течение короткого промежутка времени. Ритм дыхания фактически не нарушается, а кислородный долг (в тех случаях, когда он возникает) быстро восстанавливается. Таким образом, гимнастика положительно влияет на воспитание способности сочетать фазы дыхания с фазами движения в ациклических действиях. Наравне с дыхательной системой под влиянием гимнастических упражнений совершенствуется функция сердца и сосудов. При выполнении движений, связанных с переворачиванием через голову, у нетренированного человека повышается давление в сосудах головы, наблюдается резкое покраснение лица и другие признаки прилива крови к голове. Под влиянием гимнастики эти явления исчезают. У тренированного гимнаста, акробата при изменении положения тела изменяется и тонус сосудов. Так, во время переворачивания вниз головой тонус сосудов увеличивается, и поэтому покраснения лица не бывает. С помощью гимнастических упражнений формируются условные рефлексы, обеспечивающие перераспределение крови при каждом изменении положения тела гимнаста [27]. При выполнении подъемов махом вперед или назад, больших оборотов и некоторых других элементов на снарядах, связанных с воздействием на человека центробежных сил, также наблюдаются изменения в кровообращении. Если указанные упражнения выполняются с большой скоростью, то центробежная сила вызывает перемещение крови к ногам и при недостаточной регуляции кровообращения может уменьшиться снабжение кровью головного мозга. Тренированные гимнасты легко справляются с быстрыми перемещениями тела в пространстве, с различными ускорениями и другими факторами, влияющими на кровообращение. Гимнастические упражнения, совершенствующие деятельность сердечно-сосудистой системы, — весьма полезное средство тренировки организма в целом. Упражнения, связанные с переворачиванием через голову, с вращениями, оказывают положительное влияние на вестибулярный аппарат занимающихся. Они являются и раздражителем, и тренирующим фактором для вестибулярного аппарата. Под их воздействием у гимнастов развивается высокая устойчивость к действиям ускорений, к изменениям положений тела. Головокружение, тошнота, потеря ориентировки, наблюдающиеся обычно при различных вращениях, поворотах, переворачиваниях, у гимнастов, поэтому бывают гораздо реже и выражены в меньшей степени, чем у лиц, не занимающихся спортом вообще и даже занимающихся другими видами спорта. Гимнастика помогает воспитывать смелость и решительность, так как занимающимся ею приходится осваивать рискованные упражнения, что невозможно без преодоления страха и отрицательных защитных реакций. Гимнастам приходится соскакивать с большой высоты, преодолевать различными способами довольно высокие препятствия, сохранять равновесие на уменьшенной площади опоры на большой высоте, отпускать снаряд на большой скорости вращения и снова захватывать его. Такой двигательный опыт приносит неоценимую услугу человеку. Гимнастика — одно из ведущих средств, используемых для эстетического воспитания спортсменов, так как в ней широко используется музыкальное сопровождение. При выполнении каждого упражнения необходимо красиво держать голову, туловище, руки, ноги. Интересно отметить, что прямые руки и ноги, несколько прогнутое туловище, слегка приподнятая опущенная голова, то есть все, что создает впечатление красивой позы, красивого движения, при анализе всего оказывается целесообразным с точки зрения механики движений. Таким образом, значение гимнастики в жизни людей трудно переоценить. Гимнастика, ее средства и методы, опирающиеся на последние достижения науки и передовой опыт практической работы, проникают во многие сферы жизнедеятельности человека, благотворно влияют на формирование личности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |