воспитывающих детей с нарушениями зрения
К среднему уровню психолого-педагогической и коммуникативной компетенции, который характеризуется как симбиотическая общность, отнесены 46,0% родителей опытно-поисковой группы и 44,0% контрольной. Такие родители анализируют преимущественно поведение ребенка и результаты его деятельности. Причины затруднений взаимодействия видят, прежде всего, в особенностях ребенка, связанных с дефектом. Не ставят цели развития самодостаточной, самостоятельной личности. Положительно относятся к ребенку, но не доверяют ему, считая маленьким, жалеют, постоянно опекая и наставляя, стремятся защитить от неудач в любой деятельности и в общении в том числе. Неадекватно оценивают возможности ребенка, акцентируя внимание на недостатках связанных с нарушением зрения. Верят в будущее ребенка, но считают, что нарушения зрения определяет и значительно ограничивает перспективы его развития и становления полноценным членом общества, а опека родителей поможет избежать неудач. Поэтому родители стремятся, предупредить неудачи ребенка и оградить от них. Организуют взаимодействие, в котором преобладает процесс отождествления. Не уделяют внимание формированию самостоятельности ребенка. Используют авторитарные методы, направленные на следование образцу (наставления, требования, нотации, запреты и др.). Есть эмоциональная близость, но наблюдается и подавление ребенка, отсутствие принятия его как самодостаточность личности. Контроль над поведением ребенка очень жестокий. Стиль взаимодействия – диктат, гиперопека. С низким уровнем психолого-педагогической и коммуникативной компетенции (формальной общностью) выявлено 25,0% родителей опытно-поисковой и 29,0% контрольной групп. У них анализ ребенка ситуативен, осуществляется преимущественно в конфликтных ситуациях. Причины затруднений видят в ребенке, в его нарушении, а также во временных или материальных факторах. Цель воспитания формальная, т.е. признают необходимость социализации ребенка, его развития, но не придают значения своей роли в формировании личности ребенка. Родители ситуативны в своих проявлениях: отношениях колеблются от положительного до отрицательного. Иногда проявляют раздражения, досаду, злость и безразличие к ребенку. Акцентирует внимание на недостатках, либо игнорируют наличие трудностей, связанных с нарушением зрения. Склонны преувеличивать способности и возможности ребенка, неоправданно восхищаясь им или сомневаясь в его способностях (могут считать неудачником, низко оценивая его способности). Редко организуют совместную деятельность. Позиции родителя и ребенка обособлены. Методы воспитания используют спонтанно, ситуативно. Эмоциональная близость отсутствует. Контроль слабый, либо отсутствует. Стиль взаимодействия с ребенком – конфронтация, отвержение, сосуществование рядом, но не вместе. Результаты диагностики родителей соотносились также с рисуночным тестом детей. Для изучения взаимоотношений в семье и эмоциональной комфортности ребенка в семье использовалась проективная рисуночная методика «Моя семья». Проективный тест «Моя семья» (предложенный Р.Бернсом и С.Кауфманом) позволил выявить отношения с точки зрения ребенка внутри референтной для него группы социального окружения. Проективный характер методики позволяет выявить эмоциональные переживания и представления ребенка о семье и ее членах [63], дополнить данные о внутрисемейном общении, выявить проблемы семейного общения. Тест проводился индивидуально, в форме игры. Детям давалась инструкция: «Нарисуй, пожалуйста свою семью». При выполнении задания в протоколе отмечались: 1. Спонтанные комментарии ребенка. 2. Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. 3. Последовательность рисования деталей. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация посредствам вопросов: - Кто тут нарисован? - Что они делают? - Им весело или скучно? Почему? Тестовый рисунок и ответы детей оценивались по следующим качественным и количественным показателям: Высокий уровень эмоционального благополучия в семье (3 балла) получает рисунок, если семья представлена в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята общим делом; большое количество частей тела у нарисованных фигур, одинаковых по размеру, разнообразие позитивных, ярких цветов; позитивных характер символики рисунка и ответов на дополнительные вопросы. Средний уровень эмоционального благополучия в семье (2 балла): не полный состав семьи или полный состав с признаками соперничества, подавления ребенка, увеличение состава семьи; признаки низкого уровня эмоциональных связей, разная величина фигур, маленькая величина собственного изображения, схематичность, незаконченность прорисовки; символика рисунка показывает давление, власть; процесс рисования, ответы отражают напряжение. Низкий уровень эмоционального благополучия в семье (1 балл): неполный состав семьи, увеличение состава семьи; отсутствие ребенка или рисует только себя; разобщенность членов семьи, сам ребенок может быть нарисован в стороне; признаки низкого уровня эмоциональных связей, разная величина фигур, количество деталей неполное; признаки разобщенности, агрессии, конфликтности в графических презентациях членов семьи, темные однообразные цвета; символика рисунка, процесс рисования и ответы детей показывают дисгармонию, нарушение общения. Анализируя структуру рисунка семьи и сравнивая состав нарисованной и реальной семьи, следует отметить, что дети, которые рисуют полную семью, переживают эмоциональное благополучие в семье. Отсутствие кого-то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения – один из признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье. Отсутствие на рисунке самого ребенка означает конфликт между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свой протест против неприятия его в семье. Если ребенок из всей семьи рисует только себя – это, скорее всего, признак его одиночества в семье. Рисунок без кого-то из родителей или других членов семьи (например, сестры, брата).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |