Формы работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии.
Отечественные учёные рассмотрели проблему изучения и комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации и нормализации детско-родительских отношениях в семьях, воспитывающих ребёнка с отклонениями в развитии (Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, В.В. Ткачева, И.И. Мамайчук, Г.А. Мишина, В.Б. Никишина и др.). Однако данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках психолого-педагогического подхода, в центре которого находится больной ребёнок. С позиции данного подхода, работа с семьёй ребёнка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителя квалификационную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребёнка проблем(Варавакина Ю.П., 2005; Стребелева Е.А., Закрепина А.В., 2005). Анализ материалов выступлений участников конференции «Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» свидетельствует об актуальности проблем психологической реабилитации инвалидов. Основное внимание участников направлено на освещение вопросов организации работы психологических служб, изучение психологических особенностей и реабилитационного потенциала инвалида, основы психокоррекционной работы (Материалы всероссийской научно-практической конференции. С-Пб, 2002г.). Вопросам же социально-психологической реабилитации семьи посвящены лишь несколько работ. В системе оказания психологической помощи семьям, имеющими детей с отклонениями в развитии, нет единых программ коррекционной работы. Каждый специалист сам определяет, что есть норма и патология семейного функционирования и в соответствии с этим строит программы помощи для данной категории семей, видит их цели, задачи и формы организации. Н.П. Дедов (1995) суть работы психолога видит в том, чтобы научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Необходимо помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребёнка, раскрыть его перспективы, построить научно обоснованную систему занятий. И.Ф. Макарова (2002), рассматривая работу психолога с семьёй «нетипичного» ребёнка, включает в неё диагностическую, коррекционно-развивающую деятельность с детьми, психологическое просвещение родителей. Работа психолога направленна на помощь семье в осознании противоречий, с которыми она столкнулась в процессе воспитания больного ребёнка, постановке задач и выборе средств, с помощью которых эти противоречия могут быть разрешены, на то, чтобы поддерживать семью в саморазвитии воспитательных отношений, опираясь на её сильные стороны и позитивный опыт. С точки зрения М.Н. Гусловой и Т.К. Стурса (2003) суть работы психолога заключается в то, чтобы помочь семьи обрести прежний социально-психологический и социально культурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает психологическое изучение состояния членов семьи (в первую очередь матери), а затем составление программы реабилитационных мероприятий. Е.С. Зайцев (2000) считает, что эффективной формой работы является семинар – тренинг, который бы сочетал в себе психокоррекционную, профилактическую и просвещенческую работу. Целью такой работы является создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии. И.И. Мамайчук (2001), рассматривая психологическую поддержку родителей в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии, видит ее основные задачи в: · снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеваниями ребенка; · укреплении уверенности родителей в возможностях ребенка; · формировании у родителей адекватного отношения к болезни ребенка; · установлении адекватно родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания
На западе одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера (Сидоренко Е. 2000). Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона (Gordon T., 2000), основанной на работах К. Роджера (Rogers C. R., 2003) родители должны усвоить три основных умения: 1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; 2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме; 3)умение использовать принцип “оба правы” при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. В программе обучения родителей Х. Джинота (Cinnot H.G., 2003) рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, приучение его к гигиене и т.д.
В рамках терапии направленной на решение (Solution Focused Brief Therapy, SFBT) работа во многом основывается на переформулировке проблемно-ориентированных описаний родителями своей жизни на положительные аспекты; на поиске «уникальных эпизодов», свободных от влияния проблемы. В результате родители осознают, что они более компетентны в решении своих проблем, чем им казалось (Lloyd H., Dallos R., 2006). Таким образом, специальные программы помощи родителям приобретают особую ценность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития (Dempsy I., Keen D., 2008). Целями таких программ являются следующие: - оказание квалификационной психологической поддержки родителям; - формирование навыков взаимодействия с ребенком; - оптимизация психомоционального климата в семье; - адаптация и социализация семей. Среди специалистов работающих с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, существуют различные мнения относительно частоты и интенсивности терапевтического вмешательства: одни считают, что данные категории семей нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке (Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина, 1991; Никишина В. Б.), другие – отдают предпочтение краткосрочным методам работы (Билецкая М.П., Мельникова Н.О. 2008; Curle C. et al., 2005), уделяя особое внимание ранним этапам развития ребенка (Стребелева Е.А., 2003; Самарина Л.В., 2005;). По мнению Г.А. Мишиной (2001), психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единство диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |