И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
В 1917-1941 гг. Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии. Главполитпросвег был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции. Страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% грамотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России. Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути революции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее. Однако умалчивалось о том, что многие представители интеллигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понимания новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения. Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась религия, идеи «массы» противопоставлялись идее «личности». Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.). Это, действительно, трудные уроки истории, но их надо знать будущему специалисту культурно-досуговой сферы. Объективно оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение. Значительной по размаху народной инициативы и участия в этой работе культурно-досуговых учреждений была деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому вопрос: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек. _. Много это или мало? Конечно, недостаточно, если учитывать огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне. Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918г., научились грамоте около 7 млн. человек. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. В учебной и научной литературе имеются самые противоречивые их оценки. Что такое культпоход, как и почему он возник, каковы были его цели и задачи, как он проходил и каковы его итоги? На 1928 г. в стране имелось 18 млн. неграмотных в возрасте от 15 до 30 лет. При таком уровне грамотности трудно было рассчитывать на участие в реконструкции народного хозяйства квалифицированных работников. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задача культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и др.). Наряду с положительным в организации и содержании культпохода были и недостатки. Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово. В национальных республиках ликвидация неграмотности проводилась в более трудных условиях, чем в центральных регионах Советского Союза: не хватало кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. В Туркестане женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером. Большую помощь в ликвидации неграмотности в окраинных республиках оказывали шефы из РСФСР, Украины. Так, осенью 1930 г. украинское общество «Геть неписменность» взяло шефство над Чечней, создало специальный фонд помощи области, из которого были выделены средства на подготовку 200 учителей ликбеза. Каковы же результаты культпоходов? Можно с уверенностью сказать, что значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитии. В течение 1.928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг. в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские. Следует признать, что прогноз, сделанный дореволюционным журналом «Вестник просвещения» о возможности ликвидации неграмотности в России к 2177 г. не оправдался. Инициатива населения, тяга к знаниям взрослых и детей имели свои результаты. Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% населения России, было грамотным, в 1939 г. семилетнее образование имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным. Причиной этому было то, что полученные знания не закреплялись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культуры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности составлял 20%. Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, ряд конференций и специальных совещаний по этим вопросам. Надо сказать, что в 20-е гг. проходило много таких мероприятий. Среди них следует указать 1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) и др., которые официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы. Достаточно сказать, что исходя из их решений основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная я сфера их работы - организация их досуга и творчества – отодвигалась на задний план. Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безусловно недостаточной в связи с экономическими и другими трудностями. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг. Заметное место в системе учреждений культуры занимали клубные учреждения (клубы и народные дома). В 20-е гг. это были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). Ее теоретические статьи «Чем должен быть рабочий клуб» (1918 г.), «Что такое клуб» (1919 г.) в определенной степени отвечали на вопрос о роли рабочего клуба, принципах организации и содержании его работы. С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В национальных районах открывались «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др. Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорожных станциях. К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс. Основным методом работы клубов, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественнонаучные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллективные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др. Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычными. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд. Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах. Новые типы учреждении культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры. Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров. Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурйо-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры и библиотек. Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений. Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмечалось, что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства». В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга. В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление политизировать их работу. В постановлении директивно предусматривалось, что в советы изб-читален должны непременно входить представители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города дляработы в избах-читальнях сроком на три года. В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фонды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений. Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сферы. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характеризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, политизация содержания их работы. Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств. В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га-утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького. чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих. За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс. Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходят усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады. Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Горн» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для приобщения народа к искусству. В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» уступили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбригадам. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн. Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.Ц. Кочалова, А.Л. Яблочковой и других. В кружках художественной самодеятельности 30-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п. Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руководителем - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев. Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности. В 20-е и 30-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных планов, программ большинства учебных курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг. Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга. За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы культурно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и является источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции. Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина. Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность деятельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |