Анализ колеблемости цен
Существенным признаком цен как индикатора рыночной конъюнктуры являются их постоянные колебания, отражающие меняющуюся рыночную ситуацию. Формализованные оценки колеблемости цен в географическом или экономическом пространстве (по регионам, субрынкам, сегментам) осуществляется с помощью показателя вариации:
(16)
где V - коэффициент вариации (стандартизированный к среднему уровню цен по территории или предприятиям в целом); - среднее значение цены; Ϭ - среднеарифметическое отклонение. Среднеарифметическое отклонение рассчитывается по формуле:
(17)
где Pi - цена i-й разновидности товара (или цена товара в i-ом регионе, субрынке, сегменте); qi - объем продаж i-й разновидности товара. Рассчитаем показатели колеблемости цен за квартал по группе предприятий. Исходные и промежуточные расчетные показатели, необходимые для исчисления показателя вариации, сведены в таблице 13.
Таблица 13 - Показатели колеблемости цен в четвертом квартале 2009 года
Так как коэффициент вариации (V) равен 0,03% и меньше 33% можно сделать вывод о низкой колеблемости цен на рынке. Дополним анализ оценкой типичности каждой конкретной цены на товар с помощью критерия t, характеризующего соотношение индивидуального и среднего отклонения:
(18)
Исходные и полученные данные сведены в таблице 14.
Таблица 14 - Расчет критерия t
Для однородной совокупности < 3ϭ. Таким образом, если ti > 3, то цена Pi нетипична для данного ряда. Из таблицы 14 видно, что критерий ti для двух значений ряда цен не соответствует типичному значению. Изучение территориальной вариации цен в пределах города не имеет смысла, так как цена на посудомоечные машины не зависит от места расположения магазинов. Для изучения колеблемости цен в динамике определяется тенденция изменения их уровня во времени. Для этого построим трендовую модель вида:
(19)
где t - номер временного периода (месяц). Процесс моделирования включает следующие этапы: 1. Сбор исходных данных. Исходные данные представляют собой ретроспективную информацию, полученную на основе наблюдений и регистрации рыночных цен на исследуемый товар за каждую неделю. Исходные данные представлены в таблице 15.
Таблица 15 - Динамика рыночных цен на посудомоечные машины
2. Построение поля корреляции. На основе данных таблицы 15 построим поле корреляции.
Внешний вид поля корреляции наряду с логическими рассуждениями позволяет выбрать аналитическое выражение, отражающее зависимость уровня цены на товар от фактора времени - прямолинейная зависимость: P ( t) = a + bt, (20)
где a, b - параметры уравнения связи. 3. Расчет параметров модели. Определим параметры модели методом наименьших квадратов:
(21)
где n - число наблюдений (объем выборки).
Решив уравнение, получим: a = 21527,2; b = - 493,3; P = 21527,2 - 493,3 t. Построим по полученному уравнению теоретическую линию регрессии.
4. Формирование модели, интерпретация результата. Для количественной оценки колеблемости цен рассчитаем коэффициент аппроксимации:
(22)
где Ка - коэффициент аппроксимации; Pi - фактический уровень цены в i-ом периоде; Pti - аналитический выровненный уровень цены в i-ом периоде (рассчитанные по модели); - средний уровень цены; n - число наблюдений. Расчеты Ка представлены в таблице 16.
Таблица 16 - Данные для расчета коэффициента аппроксимации
Коэффициент аппроксимации варьируется в диапазоне от 0 до 1. Так как Ка равен 0,05, то из этого следует вывод, что колебания цен весьма невелики. В целом из данного анализа следует тенденция плавного снижения цен на посудомоечные машины, характеризующаяся не слишком резкими скачками.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |