Дедукция как вид умозаключения
1. Структура простого категорического силлогизма (ПКС) Дедукция – это движение мысли от более общей посылки к менее общему заключению. Пример 1: все студенты – автолюбители -------------------------- значит, некоторые студенты – автолюбители Пример 2 (силлогизм): все студенты – автолюбители Иванов – студент -------------------------- Иванов – автолюбитель
Если все посылки истинны по содержанию и соблюдаются необходимые законы логики, вывод будет обязательно истинным. Среди дедуктивных умозаключений самым популярным является силлогизм – это дедукция с двумя посылками. Силлогизмы бывают: - простые – это те, где обе посылки – простые суждения (Пример 2). Среди них самым распространенным является простой категорический силлогизм – это силлогизм, в котором обе посылки – суждения-существования или атрибутивные. Категорическими называются суждения потому, что в них говорится о принадлежности или не принадлежности субъекта к определенной категории явлений. Пример простого не категорического силлогизма: Иван старше Петра; Петр старше Максима / значит, Иван старше Максима. - сложные – это те, в которых хотя бы одна из посылок является сложным суждением (н., если студент сдал все экзамены на «5», то он получает красный диплом; этот студент сдал все экзамены на «5» / значит, этот студент получит красный диплом. ПК состоит из 3 видов терминов: - меньший (МТ) – это понятие, выражающее субъект заключения (Иванов – обводим, где есть и пишем МТ); - больший (БТ) – это понятие, выражающее предикат заключения (автолюбитель – т/ж); - средний (СТ) – это понятие, присутствующее в обеих посылках, но отсутствующее в заключении (студент – т/ж). Терминами называются понятия, выражающие в рамках суждения субъект и предикат. Такие названия даны (МТ, БТ, СТ) в связи с соотношением их объемов. В зависимости от того, в каком объеме берется термин, выделяют: - распределенные термины – это те, которые берутся в полном объеме. Обычно – это субъект общего суждения и предикат отрицательного (н., студент); - нераспределенные – это те, где термин берется в неполном, частичном объеме. К ним относятся субъект частного суждения и предикат утвердительного (н., автолюбитель). Пример: - ни один студент не является космонавтом (оба – распределенные термины, т.к. студент – субъект общего предиката, а космонавт – предикат отрицательного); - некоторые студенты являются отличниками (студент – распределенное понятие, т.к – это субъект частного суждения; отличниками – нераспределенные). В составе ПКС выделяют 2 вида посылок: - меньшую – это та, в кот. находится меньший термин; - бОльшую – это та, в кот. находится больший термин. 2. Правила построения ПКС Правила построения ПКС делятся на 2 ряда: 1 ряд – правила терминов: 1) запрет на учетверение терминов – в составе ПКС д/б только три термина. При четырех терминах вывод невозможен. Пример попытки нарушения: все студенты – автолюбители; некоторые тольяттинцы – пенсионеры / вывод невозможен, т.к. отсутствует средний термин, а он связывает обе посылки. Бывают незаконные нарушения данного правила в виде внешнего его соблюдения. Это бывает со средним термином, когда он используется не в одном смысле (н., каждый человек должен отвечать за свои поступки; двухлетний ребенок – это человек / вывод нелогичен, т.к. термин – человек используется в двух смыслах, а не в одном; в первом случае – понимается взрослый человек. Пример 2: труд – основа жизни людей; изучение истории балета – это труд / вывод нелогичен, т.к. в двух смыслах; в первом – труд – это пр-во мат. благ). Данное правило часто нарушается при использовании сложных, спорных по содержанию понятий, таких как культура, демократия, социализм и т.д.; 2) если средний термин не распределен в посылках, вывод не м/б железно достоверным. Пример попытки нарушения: все планеты круглые; повариха Маша – круглая / вывод нелогичен; 3) если термин не распределен в посылках, он д/б нераспределенным и в заключении. Пример соблюдения: все студенты – автолюбители; некоторые тольяттинцы – автолюбители / некоторые тольяттинцы – автолюбители; 2 ряд – правила посылок: 1) если одна из посылок отрицательная, вывод д/б отрицательным (н., все студенты – автолюбители; Иванов – не автолюбитель / значит, Иванов не студент; 2) если одна из посылок частная, вывод д/б частным (н., все студенты – автолюбители; некоторые тольяттинцы студенты / некоторые тольяттинцы – автолюбители); 3) если обе посылки отрицательные, вывода быть не может (н., ни один студент не является космонавтом; Иванов не студент / ---); 4) если обе посылки частные, вывод невозможен (большинство студентов изучают английский язык; некоторые тольяттинцы – студенты / ---); 5) если обе посылки утвердительные, то вывод – утвердительный. 3. Фигуры и модусы ПКС В зависимости от места среднего термина в посылках выделяют 4 вида ПКС (фигуры): 1) средний термин (М) является субъектом в большей посылке и предикатом в меньшей М – Р S – M ----------- S – P - бОльшая посылка д/б обшей; - меньшая д/б утвердительной; 2) средний термин является предикатом в обеих посылках Р – М S – М ------------ S – М - бОльшая посылка д/б общей; - одна из посылок д/б отрицательной; 3) средний термин является субъектом в обеих посылках М – Р М – S ------------ S – Р (н., все юристы изучают Уголовное право; все юристы любят читать детективы / значит, некоторые, любящие читать детективы, изучают Уголовное право) - меньшая посылка д/б утвердительной; - вывод д/б частным; 4) средний термин – предикат в бОльшей посылке и субъект в меньшей Р – М М – S ------------ S – Р В зависимости от количественно-качественных характеристик посылок выделяют так называемые модусы ПКС (А – при общеутвердительных, т.е. ААА, где А1 – первая посылка и т.д.; Е – при общеотрицательных): В целом в четырех фигурах ПКС больше 100 модусов. Из них только 19 являются правильными, соблюдающими все правила построения ПКС. Например: III (частные посылки) – неправильный, см. правило. 4. Сокращенные силлогизмы В текстах, обычно, силлогизмы даны в сокращенном виде, т.е. в них пропущена или одна из посылок, или заключение. Они подразумеваются. Разновидности сокращенных силлогизмов: - пропущена бОльшая посылка (Коновалов - студент; значит, он автолюбитель); - пропущена меньшая посылка (все студенты – автолюбители; значит, Коновалов – автолюбитель); - пропущено заключение (н., все студенты – автолюбители; Коновалов – студент). Сокращенные силлогизмы в логике называются энтимема. Ф-ии энтимемы: 1 – экономия времени на составление и чтение текста; 2 – экономия полиграфических материалов; 3 – чтобы не выглядеть занудой. Опасные стороны энтимемы: 1 – пропущенная посылка может оказаться ложной по содержанию, а слушатель или читатель это прозевает; 2 – легче не заметить нарушение законов логики. Особенно опасно, когда сокращаются важные теоретические, общие посылки. Слушатель может не учесть, что не все теоретики согласны с этой посылкой или, что история опровергает данную посылку (Россия строит эффективную рыночную экономку; значит, она должна жить в условиях широкой полит. демократии). Образованный человек должен уметь быстро восстанавливать пропущенную часть силлогизма и проверять его на правильность построения. Основные этапы восстановления силлогизма из энтимемы: 1 – в составе силлогизма выделяем заключение. Оно, обычно находится после слова «значит», «следовательно», «поэтому». Заключение может т/ж находиться перед словами «так как», «поскольку», «потому что» (н., Коновалов – студент; значит, Коновалов - автолюбитель); 2 – в составе заключения выделяем меньший (Коновалов) и больший (автолюбитель) термины; 3 – в посылочной части ищем эти термины. Если отсутствует здесь больший термин, это означает отсутствие большей посылки. Ее надо восстановить. Если отсутствует меньший термин, то отсутствует меньшая посылки. Ее надо восстановить; 4 – в посылочной части выделяем средний термин, т.е. термин, отсутствующий в заключении (студент); 5 – средний термин соединяем с термином заключения, отсутствующем в посылочной части (т.е. получается все студенты – автолюбители); 6 – проверяем восстановленный ПКС на соблюдение правил построения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |