Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
- Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
- На кого бы вы хотели быть похожи?
- С кем бы вы не стали дружить?
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
- Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
- Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?
Вопросы на обнаружение мотива:
- Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
- Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
- Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Как показывать детям иллюстрации
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям.
Примеры конспектов занятий
С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:
- Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа);
- Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа);
- Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа).
Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Первая младшая группа
- Стихотворение А. Барто «Мишка».
- Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
- Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
- Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
- Русская народная сказка «Репка».
- Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
- Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
- «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
- Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
- Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
- Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
- Стихотворение А. Барто «Грузовик».
- Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
- Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
- Русская народная песенка «Коза-дереза».
- Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
- Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
- Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)
- Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
- Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
- Стихотворение А. Барто «Слон».
- Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
- Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
- Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
- Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
- Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
- Стихотворение П. Воронько «Обновки».
- Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
- Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
- Стихотворение В. Хорола «Зайчик».
Стихотворение Хорола про зайчика — очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений
- Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
- Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
- Стихотворение О. Высотской «Холодно».
- Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
- Стихотворение А. Барто «Зайка».
- Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
- Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
- Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
- Стихотворение А. Барто «Кораблик».
- Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
- «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
- Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
- Закличка «Дождик, дождик, веселей…».
Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики
- Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
- Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
- «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
- Стихотворение А. Введенского «Мышка».
- Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
- Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
- Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
- Рассказ Г. Балла «Желтячок».
- Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».
Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные
- Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
- Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
- Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
- Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
- Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
- Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
- Сказка Н. Павловой «Земляничка».
- «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).
Вторая младшая группа
- Чтение стихотворения Саши Чёрного «Приставалка».
- Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
- Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обработке К. Ушинского).
- Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
- Чтение русской народной сказки «Три медведя».
- Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
- Русские народные песенки-потешки: «Кисонька-мурысенька».
- Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
- Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
- Русская народная сказка «Репка».
- Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
- «Сказки про глупого мышонка» С. Я. Маршака.
- Стихотворение А. Босева «Трое».
- Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
- Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».
- Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях
- Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
- Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко».
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Русская народная сказка «Рукавичка».
- Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки».
- Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».
- Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она».
- Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
- Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
- Русская народная сказка «Теремок».
«Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах
- Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж».
- Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя гостья».
- Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
- Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
- Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник».
- Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!».
- Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».
- Заучивание стихотворения В. Берестова «Котёнок».
- Чтение русской народной сказки «Бычок — чёрный бочок, белые копытца».
- Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Средняя группа
- Рассказ В. Осеевой «Сторож».
- Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
- Русская народная сказка «Мужик и медведь».
- Рассказ В. Осеевой «Синие листья».
- Русская народная сказка «Дурак и берёза».
- Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».
- Русская народная сказка «Кораблик».
- Рассказ Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».
- Русская народная сказка «Мороз и заяц».
Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе
- Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
- Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик».
- Сказка В. Даля «Лиса-лапотница».
- Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь».
- Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».
- Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
- Рассказ В. Бороздина «Звездолётчики».
- Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце».
- Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму».
- Рассказ С. Вангели «Подснежники».
- Сказка В. Осеевой «Три сороки».
Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки
- Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди».
- Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе».
- Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка».
- Рассказ А. Гайдара «Поход».
- Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…».
- Рассказ Н. Сладкова «Неслух».
- Сказка Н. Павловой «Земляничка».
- Сказка В. Сутеева «Под грибом».
Старшая группа
- Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
- Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
- Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
- Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
- Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
- Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
- Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
- Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
- Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность
- Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
- Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
- Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
- Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
- Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
- Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
- Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
- Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
- Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
- Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
- С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
- Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
- Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
- Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
- Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
- Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
- Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
- Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
- Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».
Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей
- Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
- Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
- Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
- Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
- Русская народная сказка «Лиса и заяц».
- Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
- Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Сказка «У страха глаза велики» — по сути психологическая
- Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
- Инсценирование отрывка русской народной сказки «Маша и медведь».
- Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день».
- Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
- Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот-ворюга».
- Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зелёный…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- Любимые сказки А. С. Пушкина.
- Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок».
- Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».