Философские методы, применяемые в частных науках
Лекция первая: Предмет философии. Философия в пространстве культуры. Истоки философии.
Варианты определения философии • Любовь к мудрости; духовный опыт; • Гуманитарная дисциплина, изучающая начала, законы, принципы, смыслы бытия человека, природы, общества; • Наука, изучающая универсальные законы природы и общества; • Особый вид духовной деятельности человека, основа различных видов мировоззрения, одна из форм рационального знания; • Высший уровень мировоззрения, или теоретически оформленное, системно-рациональное знание; • Творческий прорыв к смыслу бытия (Н. Бердяев); • Последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно (М. Хайдеггер); • Воздушный замок, живущий лишь до следующего философа (И. Кант). Все точное знание ведет к науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, ведут к теологии. Но между наукой и теологией имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, эта Ничья Земля и есть философия (Б. Рассел). Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек (Г. Гегель). Цель и основные вопросы философии • Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? • Что такое человек? • Что есть что? Что есть мир? Что есть Бог? • Что есть любовь? Что есть красота? Философия всегда указывает путь, она говорит, что делать, ради чего жить, раскрывает смысл бытия. Поэтому философия – это всегда повествование, рассказ о том, что есть и должно быть. Цель философии – обнаружение смысла бытия через объяснение окружающего мира. Философия – рациональное умозрение, стратегия человеческой жизни.
Основные разделы философии. Философия и другие дисциплины. • Онтология – учение о __________ Естественные науки: физика, астрономия, химия, математика • Гносеология – учение о _____________ Гуманитарные науки: психология, педагогика, культурология, история, филология • Социальная философия Социология, политология, экономика • Этика Педагогика, психология, культурология, политология
Философия как вид мировоззрения • Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимодействия человека, природы и общества • Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей • Мироощущение - __________________________________________ • Мировосприятие - __________________________________________
Философия в пространстве культуры
Исторические типы мировоззрения: миф - чувственное мировосприятие; до- и внетеоретическое обобщение мира; знание и переживание сплавлены между собой - приверженность _____________________ - символизм и аллегоричность - начало формирования рациональных (абстрактных) понятий – с возникновением фиксации мифов на письме - мышление не _________________, а чувственно-образное, м.б. выражено в художественной форме - основа мудрости – _________________________________ - разум не выделяется в качестве особого объекта - этика определяет космический порядок, окружающая реальность полностью связана с __________________________________ - в мифе есть своя логика, он не иррационален. Эта логика – логика чудесного Философия против мифа Критика софистов требовала рефлексии, т.е. традиционное (непосредственное, чувственное) знание подверглось ______________. Теперь всякое непосредственное наблюдение подвергалось проверке разумом. Этот радикальный рационализм софистики роднит ее с новоевропейским Просвещением. Религия как тип мировоззрения • Опора на веру в сверхъестественное • Нуждается в авторитете и признает некоторые принципы на веру, не требуя доказательств. Вера возводится в принцип • Раздваивает мир на «земной» и «небесный», чувственный и сверхчувственный • Система догматов • Разум занимает подчиненное положение, преобладает чувственное мировосприятие • Религия уже знает, философия все еще сомневается
Внимание! Вопрос! Чем миф отличается от религии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия и искусство
Мир опыта – освоение реальности • Каждый мир опыта – это одновременно и тип реальности, который складывается из: __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ Повседневность как мир опыта • Что такое «повседневность»? ___________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
Враги повседневности:
Границы повседневности: ______________________________________
Идеология как тип мировоззрения • Отражение общественного бытия сквозь призму социальных, классовых или партийных интересов; • В содержание идеологии всегда входит система политических идей и программа практических действий; • Главный принцип идеологии – партийность, т.е. ________________ социальной позиции субъекта Философия и наука
Функции философии • Мировоззренческая (основная) • Аксиологическая (_________________________) • Гносеологическая (___________________________) • Методологическая • Интегративная (____________________________) • Критическая (______________________________) • Идеологическая (_______________________________________________________________________________________) • Практическая (__________________________________________)
Философские методы, применяемые в частных науках Методы эмпирического познания: • Эксперимент - изменение/воспроизведение O в специально созданных условиях • Сравнение - выявление сходства/различия О • Описание - фиксирование результатов опытов Методы теоретического познания: • Разложение целого на составляющие части - _____________ • Отображение содержания в знаково-символическом виде - ____________________________ • Выведение общего умозаключения из частного - _____________ • Принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе - _________________ • Обобщение, сведение частей в единое целое - ______________ • Выведение частного умозаключения из общего - _________________ • Выведение заключений об одних свойствах O на основе соответствия их других свойств - ____________________
• Что такое «рефлексия»? • Основной прием философствования, размышление о предмете (объекте или субъекте), захватывающее философа целиком
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |