Проблемы низкой эффективности
С начала 80-х годов широко распространилось мнение, что государственные предприятия заведомо менее эффективны, чем частные. В силу наличия "общественных обязательств" обычно бывает чрезвычайно трудно определить, в какой мере низкие финансовые и техническо-экономические результаты государственных предприятий являются следствием выполнения таких обязанностей, а в какой обусловлены их неэффективной работой. В то же время нельзя отрицать и того, что помимо "общественных обязательств" многие черты государственного статуса предприятий могут оказывать негативное влияние на эффективность их деятельности. Особо следует подчеркнуть, что, каковы бы ни были выводы об эффективности государственных предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики, их нельзя переносить на государственные предприятия, функционирующие в условиях централизованно управляемой нерыночной экономики, каковая существовала в социалистических странах. В такой экономике чрезвычайно сильно действие факторов, влияющих в направлении снижения эффективности работы государственных предприятий. Измерение производственной эффективности следует традиции разложения ее на две составляющие - техническую эффективность, под которой понимается минимизация физических объемов факторов (ресурсов), затрачиваемых на производство единицы продукции (полезного эффекта), и ценовую эффективность, подразумевающую минимизацию издержек, т.е. учет относительных цен расходуемых ресурсов. Наряду с производственной выделяют также аллокационную (или аллокативную) эффективность, характеризующую степень, в какой распределение факторов производства позволяет производить наиболее общественно ценную из технологически возможных комбинаций товаров и услуг. Бытует и понятие динамической эффективности как способности генерировать инновационный процесс. В эмпирических оценках эффективности масса и норма прибыли практически не используются, причиной чему-то, что они могут отражать лишь рыночное положение предпринимателя, в частности, проистекать из злоупотребления его монопольным положением. Если норма и масса прибыли с известными оговорками и применимы в качестве индикаторов эффективности, то только по отношению к частным, но никак не к государственным предприятиям. Ведь целью деятельности последних является максимизация эффективности на уровне не отдельной компании и даже не национализированного сектора в целом, а всей экономики, причем не только экономической, но и социальной. Эффективность ведения производства определяется как внутренними побудительными мотивами субъектов, так и внешними обстоятельствами, т.е. внутренним и внешним принуждением. Нынешние условия существования западных обществ определяет то, что эффективность хозяйствования (как в частном, так и в государственном секторах) оказывается в решающей степени зависимой от внешнего принуждения: во-первых, от принуждения на рынке товаров и на рынках факторов производства (капитала и рабочей силы) и, во вторых, от внутрифирменного принуждения - принуждения со стороны собственников средств производства. Собственническое принуждение выступает в форме контроля над деятельностью предприятия с целью обеспечения того, чтобы она велась в интересах собственников и по предписываемым ими правилам. Принуждение конкуренцией на рынке товаров обеспечивает насильственное согласование интересов производителей и потребителей. Однако поскольку фирма представляет собой иерархически организованную структуру, объединяющую собственников различных факторов производства (капитала, рабочей силы и т.п.) с различными, а в чем-то и противоположными интересами, воздействие конкуренции на рынке конечной продукции фирмы на эффективность работы каждого из них носит весьма косвенный, опосредованный характер. Более активное принуждение достигается, когда конкуренция развертывается на рынках не только товаров, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Отличие государственного предпринимательства заключается в том, что сила экономического принуждения - как со стороны рынка, так и со стороны собственников - в нем теоретически, а часто и практически обычно меньше, чем в частном. Сосредоточение отраслевого производства в одной организации также облегчало управление им со стороны государственных органов и лиц, выступающих от имени собственников: ведь контролировать и отслеживать деятельность одной, пусть и крупной компании, вроде бы проще, чем многих мелких. Другое дело, что эффективность такой организации отрасли, в конечном счете, нередко оказывалась меньшей, чем при наличии ряда производителей. Данные о сравнительной эффективности государственных и частных предприятий в ведущих странах свидетельствуют, что в конкурентных отраслях серьезных различий между ними не наблюдается. Это может объясняться как большим внешним принуждением, так и меньшим объемом "общественных обязательств" (в силу невозможности их нести в условиях конкуренции с частными предприятиями, не обремененными таковыми). "В случае старых демократических стран, таких как Англия и Франция, - заключает известный экономист Ж.-Ж. Лаффон, - нет четких эмпирических свидетельств превосходства какой-либо формы собственности, особенно, если учитывать качество долгосрочных решений, таких как инвестиции. Эмпирические свидетельства либо не существуют, либо не дают однозначной картины; некоторые государственные фирмы функционируют хорошо, другие плохо". Права на государственные предприятия недобровольны для каждого отдельно взятого субъекта, следовательно, неотчуждаемы, непередаваемы. Невозможность концентрации имущественных прав (субъект обладает ими наравне с остальными членами общности -страны, штата и т.п.) определяет и отсутствие специализации на контроле. Иначе говоря, ни один гражданин-собственник не заинтересован в осуществлении контроля, поскольку сопряженные с ним издержки многократно перекрывают его выгоды. Частные права, напротив, добровольны, следовательно, отчуждаемы, передаваемы. Они могут концентрироваться, значит, возможна и специализация на контроле. Однако волна внутренних выкупов, активность, с которой в последние годы в развитых странах обсуждаются проблемы корпоративного управления, свидетельствует, что контроль над частными компаниями оставляет желать много лучшего. Членство в советах директоров и административных (наблюдательных) советах нередко резервируется для своих или нужных людей, которые не будут задавать лишних вопросов. Крупные акционеры, которыми в большинстве стран в настоящее время являются финансовые институты, по разным причинам до недавнего времени предпочитали не вмешиваться в ведение дел управляющими. Т.е. собственники не контролировали управляющих непосредственно ни через советы, ни через участие в общих собраниях. Наконец, слияния и поглощения, которые как будто должны дисциплинировать управляющих, нередко осуществлялись в интересах управляющих, а не собственников. Итак, как при наличии контроля со стороны собственника, так и при его отсутствии, нет оснований априорно полагать, что частные предприятия всегда и везде более эффективны, чем государственные. Приватизация, несомненно, способна повысить (что не значит, что происходит это автоматически) частную эффективность - эффективность конкретного предприятия, измеряемую прибыльностью и уровнем издержек. Правда, при этом следовало бы одновременно учитывать и последствия приватизации для общественной эффективности, но последняя трудноизмерима. Кроме того, в ходе приватизации, точно так же как когда-то национализации, рост эффективности происходит не столько за счет перехода имущественных прав, сколько сопровождающей его рационализации производства. В 80-е годы широко распространился перевод взаимоотношений между государственными (в том числе и муниципальными) органами и предприятиями на контрактные отношения. Управляющие органы при заключении контракта добиваются более эффективного функционирования предприятий за счет использования их внутренних резервов. Предприятия же освобождаются на срок его действия от произвольных манипуляций со стороны государственных чиновников, какими бы мотивами (личными или общественными) они ни руководствовались. Цель контрактов, таким образом, состоит в усилении внутреннего и внешнего принуждения, и тем самым повышения эффективности предприятия. Контракты заключаются по итогам прямых переговоров или конкурентного торга (конкурса). Если в первом случае ставкой в игре являются условия контракта, то во втором - его получение, а значит, и само дальнейшее существование предприятия. Проигрывающие торги ведомственные предприятия и службы (строительные, транспортные, по уборке помещений, организации питания в больницах и школах, стирке белья и т.п.) обычно расформировывались. В 1983 г. в Южной Корее была проведена реформа управления так называемыми "инвестируемыми государством предприятиями", которые по своему статусу примерно соответствуют государственным корпорациям. Наряду с предоставлением им большей автономии в вопросах расходования средств, осуществления закупок, найма и увольнения работников была введена практика оценки менеджмента по степени достижения устанавливаемых ему правительственными органами целевых нормативов. Эти нормативы (показатели) устанавливаются только в отношении тех параметров, которые управляющие могут контролировать. По итогам выполнения нормативов составляется рейтинг государственных предприятий, который обнародуется. Лучшие управляющие получают не только общественное признание, но и денежное вознаграждение. Размер премии, которая выплачивается всем работникам предприятия и может достигать трехмесячного заработка, поставлен в зависимость от степени реализации нормативов и их превышения, а также рейтинга компании. Некоторое время в российских верхах шла борьба за то, кто будет управлять принадлежащими государству пакетами акций - Госкомимущество, отраслевые министерства или кто-то иной. Похоже, ее итогом стало решение, что государственные чиновники будут по-прежнему представлять интересы государства-собственника в акционерных обществах, за исключением неэффективных и неплатежеспособных, в которые будут назначаться доверительные управляющие. Договора о доверительном управлении, которые будут заключаться по итогам специально организуемых конкурсов, определяют не только права, но и обязанности управляющего, а также размер его вознаграждения. Победителем конкурса объявляется участник, предложивший наиболее обоснованное предложение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации. Согласно принятым и готовящимся документам, количественные параметры - например, заявленный претендентом лимит расходов - будут играть подчиненную роль в определении победителя. Пример неудачного использования контрактов управления дает Казахстан, где, правда, государственные предприятия передавались в доверительное управление по странной формуле - в большинстве случаев вместе с продажей контрольного пакета акций. Результаты этого для казны и для экономики страны оказались плачевными в силу недобросовестного поведения тех, кто получил контроль над предприятиями.12
______________________________________________________________________ 10 Власов П. Ничья земля.- Эксперт, 1996, 16.12.1996, N 48(67).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |