Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы
Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет. Но основа нового образовательного "здания" - конечно, учитель. Один из ярых сторонников профилизации - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявляет: "В профильной школе преподаватель должен стать консультантом при ученике, занимающемся самостоятельным поиском знаний. В профильный класс надо прийти, уже имея солидный фундамент систематических знаний по избранному предмету, навыки самостоятельной работы с литературой, реферирования". Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; -практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов; - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели стандартов высшего педобразования третьего поколения. Новые модели высшего педагогического образования задают необходимую средне- и долгосрочную перспективу. Вместе с тем в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в профильной школе будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на профильную школу предполагается всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство. Министерству образования Российской Федерации следует инициировать вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы по 15-разряду ЕТС. Важным представляется организовать на базе педагогических вузов профессиональную подготовку специалистов (учителей, педагогов), а также магистров образования с целью обеспечения профильной школы высококвалифицированными кадрами. §3.3. Школьный учебник и профильное образование Не менее значимой проблемой, связанной с организацией профильного обучения старшеклассников, является школьный учебник. За последние десять лет в результате недостаточно компетентного подхода к этой проблеме было в спешном порядке создано около 750 наименований учебников и учебных пособий для учащихся. Практически ни один из вновь созданных учебников не прошел экспериментальной проверки в массовых школах. Многие из них как по содержанию, так и по объему не соответствуют требованиям дидактики.[10] В связи с введением профильного образования на старшей ступени обучения большая часть этих учебников подлежит обновлению или полной переработке. Но так как по каждому предмету разработано и утверждено по 4-6 вариантов учебных программ, то обеспечить издание переработанных учебников и методических пособий по каждой из них в короткие сроки технически невозможно. Предпрофильная ориентация школьников в V-IX классах с учетом их интересов, способностей и склонностей может осуществляться в форме факультативных, кружковых, индивидуальных занятий; профильное образование в X-XI классах - по альтернативным учебникам и (или) специальным пособиям, издаваемым в дополнение к единому базисному комплекту с использованием модульного принципа конструирования содержания образования с учетом индивидуальных и групповых ориентаций. Важно из всех учебников исключить избыточную информацию, как один из видов дезинформации, которая размывает четкие границу содержания школьного образования. Ошибочным, на наш взгляд, оказалось включение школьных учебников в общий перечень типового школьного оборудования, так как это снизило его фактический статус, его особую значимость в структуре и содержании школьного образования, низвело его в один ряд с простейшими наглядными пособиями, то есть с бесконечно менее значимыми компонентами учебного процесса. В реально сложившихся условиях оказалась нежизненной и идея альтернативности школьных учебников. Школы, приобретая учебники на 4-8 лет, вынуждены в течение этого и более длительного срока пользоваться ими, а затем закупать учебники тех же авторов, так как приобретение учебников, написанных другими авторами и по другим программам, может нарушить преемственность обучения из-за различия последовательности и логики изложения учебного материала. Этим во многом объясняется различие в уровнях общеобразовательной подготовки учащихся. После анализа данной проблемы в Министерстве образования Российской Федерации были разработаны новые требования к учебным изданиям (см. Приложение).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |