Анализ художественных произведений
Систематическое чтение художественной литературы воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи. В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений (см. указанные ниже, а также приведенные в издании: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь». - М.: Школьная Пресса, 2004), пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное с помощью преподавателя. Здесь мы предлагаются следующие задания. 1. Послушай стихотворение А.Барто «Я расту». А я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул — Но я расту, Расту, шагая в класс. Расту, Когда гляжу в окно, Расту, когда сижу в кино, Когда светло, Когда темно, Расту, Расту, я все равно. Идет борьба за чистоту, Я подметаю И расту.
Сажусь я с книжкой На тахту, Читаю книжку И расту. Стоим мы с папой На мосту, Он не растет, А я расту. Отметку ставят мне Не ту, Я чуть не плачу, Но расту. Расту и в дождик, И в мороз, Уже я маму Перерос!
• Найди в тексте глаголы. Определи, в каком времени они употреблены. • Вспомни, как изменяются глаголы по временам. • Найди в тексте обозначения частей суток. Какие наречия при этом использованы? 2. Прочитай дома и проанализируй произведение Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» (с последующим разбором в классе). 3. Прочитай отрывок из рассказа Ю.А.Гагарина «Дорога в космос». Выпиши из него слова, отражающие пространственно-временные представления. Работа с загадками, скороговорками, пословицами Развитие и уточнение временных представлений очень хорошо проводить на фольклорном материале. Используя на занятиях пословицы, поговорки, скороговорки, народные приметы, подходящие к данной теме, а также загадки, которые дети очень любят отгадывать, можно достаточно легко вызвать интерес учащихся к занятиям и быстрее достичь желаемых результатов. Очень важно при этом вместе с ними порассуждать над смыслом пословиц, понаблюдать за природными явлениями, которые описываются в народных приметах. Пословицы, поговорки и т.д. усваиваются детьми только тогда, когда содержание их отражает близкие и понятные им явления, например: «Мороз невелик, да стоять не велит» или «Береги нос в большой мороз». Народные приметы, в которых хорошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, можно использовать во время наблюдений на прогулках, например: «Дым столбом — к морозу», «Ласточки летают низко — перед дождем». Различные виды заданий можно включить в подвижные игры в помещении и на улице. Некоторые стихотворения, помещенные ниже (а также в издании: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь». - М.: Школьная Пресса, 2004), можно прочитать детям на прогулке в соответствующей обстановке. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет созданию ярких образов, обогатит словарь детей. Наглядные пособия Значительное место в системе коррекционной работы занимают наглядные пособия. Описание комплекта пособий по формированию временных представлений, разработанных учителем-логопедом петербургского детского дома № 4 А. Н. Косогоровой, подробно дано в Приложении 6. Пособия «Отрывной календарь», «Дни недели», «Наш день», «Времена года», «Круглый год» представлены в виде модели года, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Они позволяют: • наглядно представить сложную систему взаимосвязи единиц времени; • в комплексе давать знания о частях суток, о сутках в целом, о днях недели, о неделе в целом, о временах года, о месяцах, о годе. Коррекционная работа: 1. Ознакомление с понятиями «сутки», «части суток». Работа Детям предлагается рассказать о своем режиме дня, используя круг и серию сюжетных картинок, последовательно располагаемых ими на этом круге во время рассказа. Логопед может направлять речь ученика, используя дополнительные вопросы: «А что потом?», «А когда это происходит?», «А что ты делал (а) перед этим?» 2. Знакомство с понятием «времена года». Работа проводится с Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки с изображением различных времен года. Одновременно проводится тематическая беседа, один из возможных вариантов которой приводится ниже. Зима. Какие месяцы года относятся к зиме? (Декабрь, январь, февраль.) Назовите буквы, которыми обозначаются первые звуки в названиях этих месяцев. (Д, я, ф.) Кто голодает в долгие, холодные зимы? (Бедные бездомные собаки, кошки, птицы.) … Подобные беседы проходят и на другие темы. 3. Знакомство с понятием «месяц». Предлагаемые опоры для запоминания названий месяцев. Первый прием основан на схеме родства и ассоциации со сказкой. Матушка Зима. У нее три сына: первый — Декабрь, второй — Январь, третий — Февраль. Матушка Весна. У нее три сына: первый — Март, второй — Апрель, третий — Май. Матушка Лето. У нее три сына: первый — Июнь, второй — Июль, третий — Август. Матушка Осень. У нее три сына: первый — Сентябрь, второй — Октябрь, третий — Ноябрь. Второй прием основан на звуковом анализе и синтезе слов. Детям предлагается составить слова из первых букв в названиях месяцев каждого времени года (Декабрь, Январь, Февраль – ДЯФ; Март, Апрель, Май – МАМ; Июнь, Июль, Август – ИИА; Сентябрь, Октябрь, Ноябрь – СОН. «Зимой пробежала собачка и пролаяла: ДЯФ» (похоже на лай собаки; подбирается картинка: собачка на снегу). «Весна — время года МАМ» (так как отмечается праздник 8 Марта; подбирается соответствующая иллюстрация). «Летом к нам пришел ослик и сказал ИИА» (похоже на крик осла; подбирается картинка с изображением ослика на летнем лугу). «Осень похожа на СОН (спящие животные, спящая природа, хмурая погода). 4. Знакомство с понятиями «неделя», «дни недели». Работа проводится с опорой на пособия «Отрывной календарь», «Дни недели». Детям предлагается ежедневно отрывать листочек, соответствующий текущему дню недели. Далее можно предложить ребенку обозначить этим же цветом день в календарике, поставить знак такого же цвета в рабочей тетради и т. п. 5. Знакомство с понятием «год». Работа с опорой на пособие «Круглый год» (см. игру «Круглый год»), загадки о месяцах, о временах года. Задания и упражнения Сутки (четыре времени суток) 1. Как называется прием пищи в разное время суток? 2. Расположи в нужном порядке карточки с названиями времени суток. 3. Нарисуй один и тот же пейзаж в разное время суток. 4. Какой прибор люди используют для измерения времени? 5. Прочитай загадку А.Бортника и отгадай ее. Кто, по-твоему, безногий., Но ходить большой мастак? Он идет не по дороге, Повторяя: «только так!» Все — и взрослые, и дети — На него глядят порой.
«Как ползет...» — один заметит, «Как спешит!» — вздохнет второй. Ну, а третий удивится: Мне пора!» — раздастся крик... А решил остановиться, То накрутят уши вмиг! (Часы.) 6. Нарисуй часы, которые есть у тебя дома. 7. Парикмахер начал работать над прической ровно в 4 часа. Закончил работу через час. В каком часу он закончил работу? Нарисуй часы, которые показывают это время. 8. Повар начал печь торт ровно в один час. Пек его два часа. Что показывали часы, когда торт испекся? Нарисуй эти часы. Неделя 1. Назови пять дней недели без дат и дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.) 2. Запомни по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница? 3. Прочитай стихотворения. Рожь две недели зеленится, Лен четыре недели растет, две недели колосится, две недели цветет, две недели отцветает, четыре спеет, две недели наливает, а уж потом семя летит. две недели подсыхает. Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы у льна полетело семя? А месяцев? 4. Вставь пропущенные цифры. 1 — понедельник, __ — вторник, __ — среда, 4 — четверг, ____ — пятница, __ — суббота, 7 — воскресенье. 4.Послушай стихотворение З.Александровой «Новая столовая». Названия какого дня недели нет в этом стихотворении? Мы кормушку мастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев — Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний – Путешественник-скворец... Вот и песенке конец 6. Закончи предложения. Если сегодня понедельник, то завтра будет _____________. Если сегодня четверг, то завтра будет______________. Если сегодня пятница, то вчера был _______________. Если сегодня вторник, то вчера был _______________. Если сегодня воскресенье, то вчера была ______________. 7. Закончи предложения. Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала ___ дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали ___ дня. Незнайка пошел в поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в Чиполлино копал грядку 3 дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в _____________. .
8. Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом? Времена года 1. Отгадай загадки, ответь на вопрос: «Когда это бывает?»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает — Когда это бывает? (Весной.) Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает — Когда это бывает? (Летом.) 2. Расположи названия времен года в нужной последовательности:
3. Прочитай рассказ К.Ушинского «Четыре желания». Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была! — Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Сколько желаний записал мальчик в отцовскую книжечку? 4. Соедини линиями картинки, которые относятся к одному времени года (верба — подснежник, снежинка — снеговик, дождик — опавшие листья, ягоды — бабочки). 5. Нарисуй свой двор (дачу, деревню) в разные времена года. 6. Прочитай и проанализируй произведение В.Даля «Старик-годовик». Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит: у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? Месяцы 1. Запомни названия месяцев по временам года. Подбери карточки с названиями месяцев по сезонам. В случаях правильного выполнения задания на обратной стороне сложится изображение — символ данного времени года. 2. Узнай у родных, в какие месяцы и числа у них дни рождения. Составь таблицу. Запиши туда эти сведения. 3. На листе бумаги — 12 названий месяцев. Обведи линиями отдельно зимние, весенние, летние, осенние месяцы и напиши, к какому времени года они относятся. 4. Прочитай загадки. Подумай и скажи, как изображены в этих загадках год, месяцы, дни недели. Стоит дуб, На дубу двенадцать ветвей, На каждой ветке по четыре отростка.
Стоит дом в двенадцать окон, В каждом окне по четыре девицы.
Стоит город, В городе двенадцать башен, В каждой башне по четыре окна. 5. Исправь замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. (их ряды диктует или пишет логопед с намеренной перестановкой или пропуском). Возраст и роли в семье 1. Сопоставь понятия: дед — отец — сын — брат; бабушка — мать — дочь — сестра. Дай варианты этих понятий. 2. Составь рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др. 3. Заполни схему состава семьи. Объясни, кем ты приходишься каждому из членов семьи. 4. Объясни смысл пословицы: «Ноябрь — сентябрю внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка». Начерти схему, отражающую эти отношения. 5. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали. 6. Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный альбом — расположи фотографии по порядку. 7. Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе? 8. Заполни пропуски в следующем тексте. Это я. Меня зовут_________ . Мне _________ лет. В прошлом году мне было__ лет. А в следующем году мне будет ____ лет. 9. Составь таблицу: в первом столбике напиши имена своих друзей, а во втором — сколько им лет. 10. Даше 4 года, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде? (9 лет.) 11. Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 года. Сколько лет Тиме? (1 год.) 12. Меня зовут Анна Петровна. Моего дедушку — Василий Иванович. Напиши имя и отчество моего отца. (Петр Васильевич.) Дидактические игры Круглый год Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость. Оборудование: картинки с изображением времен года (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают снег, кормят птиц); волчок со стрелкой. Ход игры. Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картинку. Остальные участники должны отгадать, о каком времени года идет речь. Отвечать будет тот из них, на кого укажет стрелка волчка при повторном раскручивании. Вариантом этой игры может быть чтение логопедом отрывка из художественного произведения о сезонных природных явлениях, загадывание загадок и поиск картинок с соответствующим содержанием. Примечание. При описании предметов, явлений природы дети должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действиям, а также проводить сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обратиться к следующим темам. • Погода: ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер. • Высота солнца в разное время дня. • Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь. Ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. • Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края. Заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели; в морозную по году снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце; зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь; замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий. Птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. • Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее; ледоход, разлив; первые проталины, первые травы и цветы; цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена; появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев. О чем рассказал писатель? Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Оборудование: карточки с отрывками из стихов и прозы на тему разных времен года; карточки с изображениями, соответствующими содержанию текстов. Ход игры. У логопеда на карточках написаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Логопед говорит: «Давайте подумаем, о чем рассказал писатель и когда это бывает?» — и открывает карточку. Читает текст. Дети отгадывают, демонстрируют свои карточки с изображениями отгадок.
Не ошибись! Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Оборудование: мячик (или кубик и т.п.). Ход игры. Логопед проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем логопед предлагает игру: «Я буду называть слово, обозначающее часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик (кубик). Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать мячик другому игроку. Тогда он считается проигравшим. Выигрывает тот, кто назовет действие последним». Логопед называет различные части суток. Ученики отвечают. Эта же игра может проводиться по-другому. Логопед называет различные действия, учащиеся должны ответить, когда это происходит: днем, утром, ночью, вечером. Дети могут назвать одно или два слова.
Времена года Цель: закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания. Оборудование: четыре больших картинки с изображением времен года. Двенадцать маленьких картинок, на которых помещена треть больших картинок: на четырех — небо, на четырех — дома и деревья, на остальных четырех — земля (в разное время года). Маленькие картинки пронумерованы от 1 до 12. Два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12. Ход игры. Большие картинки вывешиваются на доске, а маленькие по одной раздаются ученикам. Двое ведущих находятся у стола. Один из них кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Другой ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Первый ведущий снова кидает кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек. Лови — назови Цель: закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. Оборудование: мяч. Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею...» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею...» — бросает мяч другому школьнику, и т.д. Подобным же образом повторяются месяцы и дни недели.
Эстафета Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простые предложения. Оборудование: эстафетная палочка. Ход игры. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший ее должен ответить простым предложением, в котором называется какой-либо признак этого времени года, и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оцениваются двумя фишками. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель. Так бывает или нет? Цель: закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении. Ход игры. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «так не бывает» — и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки». По мере отработки умения отличать быль от небылиц, задания усложняются. Угадай, что это Цель: закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения обосновывать отгадку, правильно строить предложения. Ход игры. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение (доказывать могут разные ученики) полагаются игровые фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Учебно-тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «Дизорфография»
III | 1
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |