Сущность, задачи и роль финансового анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Введение
Целью настоящей работы является анализ и диагностика финансового состояния предприятия, а также разработка мероприятий для его улучшения. В рамках данной работы выявляются недостатки ведения хозяйственной деятельности, резервы повышения ее производительности и эффективности. Поставленные цели будут достигнуты с помощью применения разработанных методик экономического анализа, а также традиционных методов, применяемых в самых разных областях науки. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, тыс. руб.
Сущность, задачи и роль финансового анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия Анализ финансово –хозяйственной деятельности является одной из важнейших функций финансового управления. В рыночной экономике он позволяет определить финансовое состояние и конкурентоспособность предприятия. В условиях рыночной конкуренции все предприятия имеют своей задачей добиться устойчивого финансового положения. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных рыночных условиях, их руководству и всему управленческому персоналу, прежде всего, необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние своего предприятия и конкурентов. Для этих целей необходимо: -Владеть методикой оценки финансового состояния предприятия; -Иметь информационное обеспечение для выполнения финансового анализа; -Уметь выполнять финансовый анализ, рассчитывать финансовую устойчивость, платежеспособность, рентабельность, эффективность использования основных фондов и оборотных средств. На основе проведенного анализа аналитик сможет разобраться в финансовых процессах предприятия и дать им соответствующую оценку. В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ –это метод научного исследования (познания) и оценки явлений процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике, составным элементом являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово –хозяйственной деятельности предприятия. В рыночных условиях сложилась сложная конкурентная борьба предприятий за выживаемость на рынке товаров и услуг. В этой ситуации отношений могут выживать субъекты, которые имеют устойчивое финансовое состояние, не допускают убытков, умело используют финансовые резервы. Основными источниками информации для проведения финансового анализа предприятия служит бухгалтерская отчетность, нормативная информация, информация о технической подготовке производства, плановая информация (бизнес-план), пресса, опросы и экспертная информация. В любой момент предприятие или фирма может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из различных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал компании, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности фирмы. При анализе финансовых отчетов наиболее важным является финансовое положение предприятия или фирмы в прошлом и в настоящее время и как оно отражено в финансовых отчетах, а не такие факторы, как стиль руководства предприятия и ее кредитная история. Но такие «нефинансовые» моменты помогают определить направление и глубину анализа финансовых отчетов. Анализ финансовых отчетов включает систематическое рассмотрение и оценку информации для получения достоверных выводов относительно прошлого состояния компании с целью предвидения ее жизнеспособности в будущем. Такой анализ позволяет точно установить наиболее важные характеристики – производственные или финансовые, -которые определяют вероятность успеха или банкротства фирмы, а именно: -финансовую структуру –активы, принадлежащие компании, и обязательства, которые она на себя взяла для приобретения и поддержания этих активов, в том числе способность компании реализовать планируемые и непланируемые изменения и ее гибкость в этом деле; -оперативный цикл –стадии, через которые проходит компания, для того чтобы ее продукт или услуги попали на рынки; -тенденции и сравнительную эффективность –направление развития компании в том виде, в каком оно проявляется, основываясь на сопоставлении финансовых результатов за ряд лет этой и других компаний той же отрасли и аналогичных размеров. В рыночной экономике существует необходимость формирования как публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия, адресованной внешним пользователям, так и его управленческой отчетности, используемой менеджерами предприятия для принятия решений по управлению бизнесом. Элементы системы бухгалтерского учета предприятия, служащие целям подготовки финансовой отчетности, образуют подсистему финансового учета. Соответственно подготовку управленческой отчетности обеспечивает подсистема управленческого учета. Анализ хозяйственной деятельности предприятия является составной частью бухгалтерского учета в широком смысле. В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ. Финансовый анализ проводится по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности и регистров бухгалтерского учета, на основе которых готовится отчетность. Финансовый анализ, использующий в качестве информационного источника только финансовую отчетность, принято называть внешним финансовым анализом. Этот вид анализа, как правило, применяется внешними пользователями информации о деятельности предприятия (собственниками, заимодавцами, поставщиками и т. п.). При проведении внутреннего финансового анализа наряду с данными финансовой (бухгалтерской) отчетности используется также информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета предприятия. Внутренний управленческий анализ проводится на основе как бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так и управленческого учета и управленческой отчетности. Поэтому управленческий анализ является наиболее глубоким и полным видом исследования и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Разделение анализа хозяйственной деятельности на финансовый и управленческий анализ вызвано условиями деятельности предприятия в современной рыночной экономике. Для того чтобы стабилизировать свое положение в рыночной среде, упрочить свои конкурентные позиции, предприятие должно выработать гибкую стратегию и тактику хозяйственного поведения. На достижение этой цели направлены современные плановые процедуры, осуществляемые финансистами предприятия. В рамках финансово-экономического планирования разрабатываются разнообразные внутрихозяйственные нормативы, отражающие индивидуальные особенности ведения бизнеса. Принятые на предприятии нормативы не отражаются в публичной, финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как составляют коммерческую тайну. Поэтому анализ отклонений фактических показателей от нормативов является составной частью внутреннего управленческого анализа. Напротив, анализ и оценка показателей, рассчитываемых по бухгалтерской отчетности, составляет содержание внешнего финансового анализа, проводимого заинтересованными пользователями публичной отчетности. Для того чтобы выводы внешнего финансового анализа обладали высокой степенью достоверности, публичная отчетность должна достаточно полно характеризовать финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. Этим требованиям удовлетворяет современная бухгалтерская отчетность, сформировавшаяся в ходе развития рыночной экономики. Финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности называют также классическим способом анализа. Организация и методы такого анализа рекомендованы в Международном стандарте аудиторской деятельности 910, посвященном анализу (обзору) финансовой отчетности. В рамках управленческого анализа происходят углубление выводов и оценок финансового анализа за счет использования аналитических (детализированных) данных управленческого учета. Развернутый управленческий анализ называют также комплексным экономическим анализом, в рамках которого производится управленческая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия. В основе всех финансово-экономических показателей деятельности предприятия лежат технические условия производства или, другими словами, технико-организационный уровень производства, включающий в себя техническую и энергетическую вооруженность труда, степень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, длительность производственного цикла и ритмичность производства, прогрессивность технологических процессов, качество используемой техники и производимой продукции, уровень организации производства и управления. Кроме технико-организационного уровня к существенным факторам финансово-экономических показателей относятся также природные условия производства, социальные условия деятельности персонала предприятия, внешние финансово-экономические условия деятельности предприятия (состояние рынков финансирования, отношения с покупателями и поставщиками). Условия производства определяют степень и качество использования основных средств, материальных запасов и персонала предприятия. Обобщающими показателями для указанных блоков являются: отдача основных производственных средств, материалоотдача, производительность труда. Основные средства, материальные запасы и персонал предприятия образуют систему материально-производственных ресурсов предприятия. Эффективность использования материально-производственных ресурсов характеризуется следующими обобщенными показателями: 1) объем (натуральный и стоимостный) проданной продукции, товаров, работ, услуг; 2) величина затрат ресурсов на производство проданной продукции, работ, услуг (полная себестоимость проданной продукции, работ, услуг) и величина издержек обращения, связанных с проданными товарами ; 3) величина активов предприятия, применяемых для производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг. Разница выручки от продажи и стоимости продаж образует прибыль от продаж (с учетом сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов получаем чистую прибыль), а отношение показателя прибыли (от продаж, чистой) к выручке от продаж или себестоимости продаж образует рентабельность продаж. Отношение выручки от продаж к активам предприятия характеризует оборачиваемость активов. Полученные показатели (рентабельность продаж и оборачиваемость активов) в совокупности определяют уровень рентабельности активов предприятия. Соотношение запасов и долгосрочных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния и платежеспособность (ликвидность) предприятия. Обобщающим показателем принято называть синтетическими. Например, выручка от продаж является синтетическим показателем и полная себестоимость продаж. Международные стандарты аудиторской деятельности, посвященные аналитическим процедурам и анализу (обзору) финансовой отчетности, определяют цели, этапы и основные приемы (методы) финансового анализа. Главный вывод аудитора заключается в соответствии финансовой отчетности в целом представлению о бизнесе, которое сложилось у аналитика. Общей целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности, и на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т. е. экономическая диагностика хозяйственной деятельности. Выделяют три основных этапа финансового анализа: 1) определение конкретной цели анализа и подхода к ее реализации; 2) оценка качества информации, представленной для анализа; 3)определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов. На первом этапе определяется подход к анализу, связанный с его целью. Возможны следующие основные подходы: -сравнение показателей предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли (такие показатели называют «идеальными» или «нормативными»); -сравнение показателей данного отчетного периода с показателями предшествующих периодов, а также с плановыми показателями для отчетного периода; -сравнение показателей предприятия с показателями аналогичных фирм-конкурентов (межхозяйственный сравнительный анализ). Каждый из перечисленных подходов имеет свои особенности и подчиняется определенным требованиям. Показатели конкретного предприятия при сравнении их со средними по народному хозяйству или по отрасли зависят от особенностей организации производства, технологии, применяемой техники, организационно-правовой формы собственности, географического расположения предприятия и других факторов. Эти особенности в меньшей мере влияют на временные сравнения показателей одного предприятия, но здесь сказываются особенности состояния экономики страны, природные и социальные условия конкретных периодов. Особые сложности возникают в процессе межхозяйственного сравнительного анализа, когда следует нивелировать не только технико-организационные условия деятельности разных предприятий, но и особенности учета, определяющего качество финансовой и другой информации, финансовых и иных экономических показателей. На втором этапе анализа проводится оценка именно качества информации, заключающаяся не только в счетной проверке данных учета, но и в определении влияния способов учета (учетной политики) на формирование показателей отчетности. Третий этап — собственно анализ как совокупность методов и рабочих приемов. Специфическими объектами исследования для финансового анализа являются финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |