Ключевые проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их решения
Ключевые проблемы развития НИС отражены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Где в качестве основных задач определено: -разработать и приступить к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития инноваций; -обеспечить функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе; -сосредоточить усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, что потребует концентрации соответствующих финансовых ресурсов государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур; В этой связи предусмотрена разработка проекта Федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы, предложений по определению размера и вида компенсационных платежей за использование прав на получение за счет средств федерального бюджета результатов научно-технической деятельности, порядка учета и использования таких поступлений; выработку мер по развитию центров трансфера технологий; совершенствованию порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ технологического профиля; разработке мер государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно–технической сфере из средств государственного бюджета; формированию и реализации пилотных проектов по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации. Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время у нас находится на рассмотрении еще около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций. Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства. Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня. Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования – опытно-конструкторские и технологические разработки – освоение производства в период не более 3-4 лет. Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта. Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2. Становление отечественной инновационной инфраструктуры сопряжено с развитием институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности продолжается работа по созданию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по стимулированию инновационной деятельности. В частности подготовлен и проходит согласование проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает: - государственное регулирование инновационной деятельности; - определение правового статуса участников инновационного процесса; - регулирование отношений, возникающих при использовании различных механизмов финансирования инновационной деятельности; - регулирование отношений в сфере распределения полномочий в области осуществления государственной инновационной политики между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - регулирование отношений, связанных с учетом и контролем за исполнением результатов научно-технической деятельности, создаваемых за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий. Заключение
Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5% промышленных предприятий (для сравнения в США около 30%). Драматично складывается ситуация в тех областях, где по разным причинам сложилось значительное отставание российских разработок от мирового уровня. В первую очередь, это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направлениям машиностроения и биотехнологии. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономически, конкурентоспособных на мировом рынке - это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение. Среди проблем коммерциализации российских разработок исследователи отмечают следующие:[4] 1. Сложность коммерческой оценки предлагаемой разработки, технологии Если попросить авторов разработки представить небольшой бизнес-план по ее освоению в производстве, то они, скорее всего представят план финансирования своих исследований. Ученые достаточно поверхностно относятся к вопросам окупаемости своих разработок и необходимости учета интересов инвесторов. Но и для профессионального экономиста составить бизнес-план также непросто. Оценке препятствуют многочисленные неопределенности, связанные со спецификой российской экономики, оценкой текущего состояния проекта, а более того оценкой риска незавершенности проекта в устанавливаемые сроки и т.п. 2. Незавершенность большинства исследований Мало количество разработок, близких к серийному производству. В последние годы, когда финансирование российской науки практически прекратилось, многие перспективные разработки "застряли" на стадии создания экспериментальных образцов. Как правило, эти образцы требуют серьезной доработки, и неясно, удастся ли вообще довести изделие до уровня коммерчески привлекательного и конкурентоспособного продукта. 3. Постепенная потеря мировых приоритетов российских ученых в различных областях науки. Вследствие фактического замораживания финансирования российской науки темпы ее развития в последнее время резко снизились. Многие разработки, приоритетные на мировом уровне еще 3-5 лет назад, уже потеряли или теряют свою новизну. 4. Низкий уровень юридической грамотности. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных путях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Все это порождает у них подозрительность и опасения относительно того, что предприниматели пытаются их обмануть, незаконным путем получив у них информацию о разработках. Данное обстоятельство сильно затрудняет переговоры с авторами разработок. 5. Недостаточность инфраструктуры по коммерциализации технологий в России. Внедрение передовых разработок в производство по-прежнему, как и в "застойные" годы, остается слабым местом российской науки. Россия практически только приступила к организации такой распространенной на Западе формы бизнеса, как венчурные фонды и компании. Слабо развита и посредническая сеть. В настоящее время действует, возможно, не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем действительно активными среди них являются единицы. Большинство этих компаний базируется в Москве. В России действует также определенное число дочерних структур или представительств иностранных компаний, занимающихся поиском и трансфертом технологий, а также уполномоченных частных лиц, выполняющих поручения в этом направлении. Незначительное участие в процессе коммерциализации технологий принимают также патентные поверенные и патентно-правовые фирмы. Несмотря на накопленный положительный опыт по созданию инфраструктуры коммерциализации технологий и рынка интеллектуальной собственности, такая инфраструктура в России развита недостаточно, и широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий не ведется. Вместе с тем нельзя не отметить и преимущества коммерциализации российских технологий. Их немного, но они достаточно весомые. Перечислим основные из них: 1. Значительный неиспользованный потенциал в этой сфере. Россия традиционно считается страной с высоким уровнем развития науки и образования. Во многих отраслях знаний сохраняется мировой приоритет российских ученых. В России есть очень много талантливых людей - авторов уникальных технологических идей. 2. В последнее десятилетие в России происходит процесс перехода ряда технологических разработок из военной области в гражданскую- конверсия. Результатом конверсии стала доступность использования в массовом производстве множества уникальных изобретений и технологий, ранее применявшихся при производстве военной техники. Это означает появление на рынке интеллектуальной собственности новых интересных технологий. Особенно сильны позиции в областях, связанных с механикой, энергетическими устройствами, материаловедением и т.д. 3. Дешевизна интеллектуальной собственности в России. Вследствие неразвитости рынка интеллектуальной собственности и ограниченности знаний изобретателей и ученых о своих правах и возможностях в этой сфере, стоимость российских технологий все же ниже мирового уровня. Одной из причин такого положения
Литература 1) Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. 2008. № 4. 2) "Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды" (доклад Правительства Президенту Российской Федерации) // Инновации. 2008. №3. 3) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск. № 16 (674). 19 апреля 2008 г. С.8-10 4) Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. 2008. № 3. 5) Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85. 6) Глазьев С. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2008. № 8. 7) Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационного технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2008. № 2. 8) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М. Экзамен. 2005. 9) Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности . http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml 10) Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации // Инновации. 2008. № 6. 11) Хохлов Н. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected]. 12) http://www.poisknews.ru/_rubr/grants1.asp?table=rubGrTeku 13) Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc [1] Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности . http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml [2] Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc [3] Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85. [4] Н.Хохлов. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected].
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |