Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг
Лариса Морозова01.11.201728.4k
![](https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza17/8897479636585.files/image003.jpg)
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Содержание
- 1 Зачем дошкольникам художественная литература
- 1.1 Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
- 2 Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
- 2.1 Какие приёмы и методы можно использовать
- 2.2 Как объяснять детям незнакомые слова
- 2.3 Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
- 2.4 Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц
- 2.4.1 Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников
- 2.5 Как показывать детям иллюстрации
- 3 Общая структура занятия по чтению
- 3.1 Типы занятий по чтению в детском саду
- 3.2 Мотивирующее начало занятия
- 3.2.1 Появление игрового персонажа
- 3.2.2 Послание от героя
- 3.2.3 Предварительная беседа
- 3.2.4 Ознакомление с наглядными материалами
- 3.3 Примеры конспектов занятий
- 4 Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
- 4.1 Первая младшая группа
- 4.2 Вторая младшая группа
- 4.3 Средняя группа
- 4.4 Старшая группа
- 4.5 Подготовительная группа
- 5 Кружок по чтению художественной литературы в детском саду
- 6 Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы
- 7 Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению
- 8 Видеоматериалы по теме
- 8.1 Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)
- 8.2 Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)
- 8.3 Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)
- 8.4 Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)
Зачем дошкольникам художественная литература
Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
- Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
- Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
- Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
![](https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza17/8897479636585.files/image004.jpg)
В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений
Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
- Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.
- Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
- Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
- Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
Подробнее о чтении художественной литературы во второй младшей группе можно узнать из нашей статьи — Читаем художественную литературу во второй младшей группе.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
- Формирование навыка нравственной оценки произведения.
- Развитие способности к сопереживанию героям.
![](https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza17/8897479636585.files/image005.jpg)
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного
В старшей группе список задач расширяется:
- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
- Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
- Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
![](https://konspekta.net/megaobuchalkaru/imgbaza/baza17/8897479636585.files/image006.jpg)
Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие
К задачам подготовительной группы относятся:
- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
- Развитие у дошкольников чувства юмора.
- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.