ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА
Самоанализ (как одна из форм аттестации педагога) ПЕРВИЧНЫЙ СБОР ФАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ САМОАНАЛИЗА Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности - довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период «профессиональной биографии». Следует помнить о достаточно условном характере понятия «анализ», используемого в контексте предаттестационных процедур. На самом деле анализ - это лишь одна сторона осмысления педагогом своего опыта. Другая же - синтез - подразумевает обобщение, соединение воедино отдельных, ранее проанализированных частей, граней, сторон своего профессионального опыта. Поэтому педагогу-практику, готовящему самоанализ, важно предварительно ответить на два ключевых вопроса: Какие грани своего опыта выделить для анализа? Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино? Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа? Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному «описанию-обобщению», и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как «тема», над которой работал педагог. Тогда представляется целесообразным воспользоваться следующей рабочей схемой. После такого разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях «Общих выводов» можно про извести «проблемный анализ», который содержит в себе, по крайней мере, три основных параметра: Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем. Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил в истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть - по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод.объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.). Опыт решаемых на сегодняшний день проблем. Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем. имеющихся ресурсов для их устранения. Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности. Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для «педагогического производства». Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: «Как такая работа по профессиональному самообразованию «работает» на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения?». При этом в самом общем виде необходимо постоянно удерживать в поле зрения рабочий стандарт аттестационной схемы описания и анализа своего профессионального опыта. Необходимо видеть общий контур стандарта, например, 2-й категории, l-й и высшей. Для удобства представим эти параметры в виде следующей схемы: ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА 2 категория: целью можно определить подтверждение умения профессионально грамотно проанализировать свой опыт (а также опыт коллег, литературные источники и др.) по одному из ведущих Направлений работы современного учителя, педагога-практика. В содержании важно отразить актуальность, востребованность практикой анализируемой проблемы. Важнейшим элементом квалификационной работы, подтверждающим устремленность учителя к профессионализму, является умение элементарно научно-методически прокомментировать свой опыт. Научность здесь понимается в ее практическом приложении, т.е. в умении четко определить решаемые задачи, используемые методы и технологии, имеющиеся реальные условия и создаваемые психологические предпосылки для успешного обучения и воспитания; если есть необходимость, указать на ведущие принципы в работе и получаемые результаты. 1 категория: самый важный параметр в оценке квалификационной работы, представляемой на 1 категорию, - это умение на системно-целевой основе в деталях и в обобщенном виде представить опыт своей работы. Представить в лаконичном виде, с моментами аналитического обобщения, а не простого рассказа-описания, «что и зачем делает учитель в своей каждодневной работе, на каждом уроке и его отдельных элементах». Концептуально-теоретическое обоснование реализуемых педагогических идей также должно свидетельствовать об умении работать с научно-методической литературой. Система работы должна опять-таки включать цель, задачи, принципы, условия, методы, формы и результаты. Обобщение должно подтверждать наличие ключевой идеи, которая, являясь стержневой основой практического опыта, становится в избранной модели деятельности системообразующим моментом. Работа должна свидетельствовать, что реализуемая педагогическая идея, вынесенная в заглавие, есть действительно существующая на практике, что она ясно осознается самим учителем и может быть им аргументированно защищена в ходе творческой дискуссии. Высшая категория: содержит обобщенно-аналитические «выжимки» опыта, подтверждающие технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату. Технология должна в обобщенном виде и в существенных деталях давать развернутое представление о педагогическом «ядре» опыта учителя, давать реальное ощущение возможности ее воспроизведения на практике. В целом самоанализ учителя не должен быть больше 5-7 машино-печатных листов. Но важнее всего не объем, а умение профессионально грамотно определить приоритетные грани анализа, дать объективную оценку своему опыту, увидеть его в движении, развитии. подтвердить умение видеть за отдельным накоплением фактов, событий, мероприятий, каждодневных дел и забот общую линию своего развития как преподавателя-предметника и педагога-воспитателя. Принципы и общая схема самоанализа профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей и методистов принципиально иные, но этот вопрос требует особого, специального рассмотрения. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |