Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня:
К первому уровню относятся: - Бюджетный кодекс РФ; - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; - Гражданский кодекс РФ; - постановления Правительства РФ. Ко второму уровню относятся: - Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006г. №25н. К третьему уровню относятся: - методические указания; - инструкции и письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств. Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. «О бухгалтерском учете». Закон о бухгалтерском учете является документом первого (законодательного) уровня. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свои особенности. В основе новой бюджетной системы – бюджетирование, ориентированное на результат, Данная система реализуется на следующих подходах: 1.Целевое использование средств – соответствие целям и результатам. Выделение бюджетных средств осуществляется не в соответствии с планом, а под определенные цели решения определенных производственно хозяйственных задач и программ. 2. Конкуренция программ (нулевой бюджет). Достижение поставленных задач на основе выбора определенных программ, отобранных на конкурсной основе. При этом должен быть решен главный вопрос – доказать, что эти бюджетные средства нужны, что эти расходы обязательно надо включить в лимит расходов. 3.Ведомственная и программная классификация. Реформирование бюджетной сферы ориентировано на автоматизированные системы бюджетного учета, частью которых является План счетов бюджетного учета. 4.Мониторинг результатов позволяет получателю бюджетных средств в реальном времени отыскивать поставщиков и заказчиков, исполнителей услуг. К особенностям бухгалтерского учета можно отнести: - организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; - контроль исполнения сметы расходов; - переход на казначейскую систему исполнения бюджетов; -выделение в учете кассовых и фактических расходов; -отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы; - строгая государственная учетная политика, реализуемая через Инструкцию; - тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов; - новая форма ведения бюджетного учета (журналы операций); - четкий учет расходов и доходов. Новая Инструкция №25нутвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006г. по бюджетному учету устанавливает основные принципы организации бюджетного учета: 1.Метод начисления. При методе начисления доходами считаются операции, увеличивающие стоимость Активов, а расходами – операции, уменьшающую чистую стоимость Активов. Метод начисления учитывает операции, в частности сделки, в момент их совершения, независимо от поступления или расходования денежных средств со счета. Иными словами, операция учитывается в момент возникновения обязательства, а не в момент оплаты, как при кассовом методе. Метод начисления позволяет определить и поддерживать информацию об истинном объеме бюджетного сектора. 2.Ориентация бюджетного учета на определение результата по итогам финансового года. 3. Интеграция бюджетного учета с применяемой бюджетной классификацией. 4.Применение журнальной формы учета с использованием установленных форм первичной документации. Основной целью законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и финансовом положении организации. Учитывая положения Инструкции, практически бюджетные учреждения учетной политики могут и не иметь. Однако хотя бы формально должны быть исполнены положения Закона о бухгалтерском учете, предписывающего формирование учетной политикой каждым хозяйствующем субъектом. Как возможный вариант, в учреждении может быть издан приказ руководителя следующего содержания: «Учреждение организует бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006г. №25н). Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении № 2 к Инструкции по бюджетному учету № 25н. Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении № 3 к Инструкции № 25н. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организаций в отчетном периоде. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации. Следовательно, бухгалтерский документ – любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности в которой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основными источниками сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после окончания операции. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средством, подписываются руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем. Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и сроке для отражения в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Документы следуют составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов, причем в некоторых документах, например, приходных и расходных кассовых ордерах, исправления делать не разрешается. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают расценку, группировку и разметку. Пройдя обработку, документация группируется по периодам – месяц, квартал, год и формируется в дела, содержащие обычно до 250 листов. Согласно первичных документов производится запись операции на счетах. Записать операцию на счетах – это значит отразить её содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера. Книги применяются для синтетического и аналитического учета. Карточки из плотной бумаги или не плотного картона не скрепляются между собой. Их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки (кроме карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек (ф.279), который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств (Ф.ОС – 10). Свободные листы (ведомости) отличаются от карточек тем, что они изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат. Хранят их в особых папках – регистраторах; заводятся они, как правило, на месяц или квартал. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности является коммерческой тайной. Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета: - журнал операций по счету «Касса» №1; - журнал операций с безналичными денежными средствами №2; - журнал операций расчетов с подотчетными лицами №3; - журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками №4; - журнал операций расчетов по оплате труда №6; -журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов №7; - журнал по прочим операциям; - главная книга. Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций. Журнал операций подписывается главным бухгалтером и исполнителем , составившим журнал операций. Проверенные месячные итоги журналов операций записывают в Главную книгу. Для проверки правильности записей в главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны. По истечении отчетного периода бюджетные учреждения составляют месячную, квартальную, годовую бухгалтерскую отчётность (29, с.251). Отчётность характеризует итоги финансово – хозяйственной деятельности бюджетных учреждений за отчетный период, на основании которых, проводится анализ исполнения сметы доходов и расходов. Основными задачами анализа являются выявление величин отклонений: - отклонения кассовых расходов от финансирования по каждому коду экономической классификации; - отклонения фактических расходов от утверждённых по смете расходов, по каждому коду экономической классификации; - отклонения фактических расходов от кассовых расходов по каждому коду экономической классификации. Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги. Общая схема записей учета приведена на рисунке 1.
Условные обозначения: запись
сверка записи Формы регистров бюджетного учета и рекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета». Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией № 25н. Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура: 1-17 разряд – код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов; 18 разряд – код вида деятельности: бюджетная деятельность – 1; приносящая доход деятельность – 2; деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении – 3; 19-21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета; 22-23 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета; 24-26 разряд – код Классификации операций сектора государственного управления. Разряды 18-23 образуют Код бюджетного учета. Такое построение счета создает возможности для ведения детализированного аналитического учета. При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, выполняемым по хозяйственным договорам, а также другим внебюджетным средствам ведется на едином балансе по плану счетов, предусмотренному Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: А) учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; Б) ввести в штат должность бухгалтера; В) вести бухгалтерский учет лично; На практике бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями. При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово – хозяйственной деятельности учреждений. Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений. Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово – бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятием, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. На основании проведенного анализа нормативных документов по бухгалтерскому учету пришли к заключению о необходимости более детального изучения особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации по видам хозяйственных средств на примере одного из учреждений.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |