Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий
Для нашей работы особый интерес представляют логические УУД, которые имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной) [20, c.74]. Классификация логических действий включает: · сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества, различия, определения общих признаков и составления классификации (см. рис.3.); · опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной список (см. рис.2). Дадим краткую характеристику психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия. Сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества, различия, определения общих признаков и составления классификации основывается на умении сравнивать, находить различия в признаках объектов, с последующим составлением классификаций. Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций: · кодирование (декодирование) объекта; · выделение признаков объектов и кодирование их а) в произвольной, самостоятельно созданной символике), б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах; · описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; · выделение существенных и несущественных признаков; · кодирование (декодирование) операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что если объект имеет определенные свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причем изменение признаков может привести как к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта [20, c.75]. (см. Приложение 2) Установление отношений между объектами и множествами объектов включает такие операции как: · установление отношений эквивалентности между объектами, множествами объектов по одному или нескольким признакам. Эквивалентность устанавливается между качественными признаками (форма, цвет), а в отношении количественных устанавливаются отношения "равно", "неравно", "больше", "меньше"; · установление отношений эквивалентности между числами; · уравнивание объектов или множества объектов; · понимание и использование аксиом величин; · выделение пространственных отношений между объектами; · ориентировка в системе координат и установление положения объекта в ней; · выстраивание цепей отношений между объектами; · установление отношений порядка между числами (см. рис.14). Номенклатура логических действий включает: · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; · выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; · подведение под понятие, выведение следствий; · установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; · построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; · доказательство; · выдвижение гипотез и их обоснование (см. Приложение 4). Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной. В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач [27]. Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике. Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения. При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить компоненты общего приема, которые будут описаны нами ниже [22, c.73]. Предполагается, что результатом формирования логических универсальных учебных действий будут являться умения: · произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; · использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; · ориентироваться на разнообразие способов решения задач; · учиться основам смыслового чтения художественных и логических текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; · уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; · уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; · уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; · уметь устанавливать причинно-следственные связи; · уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; · уметь устанавливать аналогии; · владеть общим приемом решения учебных задач; · осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); · создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; · уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Конкретизируем содержание логических УУД, которые формируются на уроках математики: · осознание, что такое свойства предмета - общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; · моделирование; · использование знаково-символической записи математического понятия; · овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; · использование индуктивного умозаключения; · выведение следствий из определения понятия; · умение приводить контрпримеры [31, c.26] (см. Приложение 3). Особое значение логическим УУД придается в процессе изучения математики, т.к. выполнение всех математических операций, формируемых в начальной школе, происходит на основе сформированных логических УУД, что является основой для успешного обучения по данному предмету. Отсюда вытекает следующий раздел нашей работы: "Особенности формирования логических УУД на уроках математики в начальной школе".
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |