Технологии социальной работы с семьей
Основное содержание социальной работы с любой семьей можно представить как совокупность нескольких функций: ) информационная функция: · сбор важнейшей информации о различных семьях в обслуживаемом регионе, их потребностях и проблемах; · передача полученных сведений инстанциям и ведомствам, которые способны оказать помощь семье. 2) диспетчерская функция: направление семьи или ее члена к нужному специалисту или в социальную структуру; ) подготовка документов: · формирование необходимой документации; · содействие в написании заявлений и других документов отдельным членам семьи; 4) посредническая функция: · организация связи между семьей и необходимыми структурами или специалистами; · установление контактов между ними; 5) контроль: получение сведений о предоставленной семье помощи и об ее эффективности; ) социальный сервис: · предоставление семье разного рода пособий (денег, медикаментов, продуктов, одежды, билетов, путевок и т.д.); · оказание помощи на дому, выполнение разовых поручений. Исходя из этого социальный работник призван выполнять следующие функции: · диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов); · охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); · организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); · социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка); · прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); · координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб); · органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб. Социальная работа с молодыми семьями. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше слышали, но не думали, что им придется их решать. Молодая семья в современных условиях не всегда самостоятельно способна выйти из сложных жизненных ситуаций, она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист социальной работы, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Усилия специалистов социальной работы должны быть направлены на восстановление статуса и роли молодой семьи как института первичной социализации человека. Именно на это должны быть направлены действия всех социальных служб и специалистов, работающих с молодыми семьями. Задача социального работника - способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. В обязанности специалиста социальной работы при работе с молодыми семьями входит: · подготовка молодежи к вступлению в брак; · консультирование вступающих в брак по вопросам их совместимости в будущей семейной жизни; · проведение социологического исследования молодых семей в Российской Федерации; · организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений и клубов; · разработка методических рекомендаций по организации работы с молодой семьей в субъектах РФ; · разработка методических рекомендаций для специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; · участие в организации и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ; · разработка и распространение информационных материалов в помощь молодой семье. Социальная работа с неполными семьями. Монородительская, или неполная семья состоит из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми); разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми); вдовы (вдовца) с ребенком или детьми. Очевидно, что неполные семьи больше подвержены воздействию негативных факторов. В подобных семьях роли и функции обоих родителей вынужден выполнять один. В норме семье присущи определенные функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, социально-статусная. В неполных семьях эти функции могут искажаться, что сказывается на статусе членов семьи, процессе социализации ребенка, формировании системы его ценностей, мировоззрения. Одной из проблем в таких семьях является одиночество, потенциально ему подвержены все ее члены. Социальная работа с монородительской семьей - это помощь семье со стороны социума, государства в целом посредством законодательства и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту и адаптацию института семьи и отдельных групп населения. Назовем основные формы государственной помощи неполным семьям: · социальный патронаж; · предоставление временного приюта; · социальное обслуживание в стационарах; · материальная помощь; · организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания семей; · консультативная помощь; · реабилитационные услуги. Государственные службы, оказывающие помощь неполным семьям в решении их проблем: · Суд: рассматривает дела о разводе, передаче ребенка на воспитание одному из родителей, разделе имущества, лишении родительских прав. Также оказывает помощь по взысканию алиментов с отца (матери) ребенка. · Территориальные правоохранительные органы: выявляют и работают с семьями, которым присущи отклонения от правовых норм, насилие над детьми, готовят документы о лишении родительских прав и т.д.; · Комитет по социальной защите при местном органе власти. В лице инспектора по охране детства участвует в подготовке дел о лишении родительских прав и выходит с исками в суд, разрабатывает предложения о том, с кем необходимо оставить ребенка при оформлении развода, помогает разведенным родителям принять решение о характере участия в воспитании детей; · Территориальные органы социальной защиты населения: оказывают содействие в оформлении пособий на детей, пенсий, а также предоставляют информацию о льготах; · Службы психологической помощи населению: предоставляют психотерапевтические и консультационные услуги одиноким родителям в решении их педагогических и личностных проблем; · Службы занятости: содействуют в поисках подходящего места работы для одиноких родителей, в том числе с особым графиком. Социальная работа с многодетными семьями. Социальная работа с многодетными семьями направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Социальная работа с многодетной семьей имеет своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их проблемы обостряются. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: · материальную поддержку; · помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, · овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист, и т. д.); · повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовых документов для получения декларированных льгот; · минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; · обмен опытом организации внутрисемейной жизни; · расширение круга общения; · психолого-педагогическое просвещение; · помощь в профориентации и трудоустройства членов семьи. Перечислим различные учреждения и службы, оказывающие практическую помощь многодетным семьям. · Местные социальные службы: получают информацию о нуждах и потребностях семей; · Учреждения здравоохранения: оказывают практическую медицинскую помощь; · Различные детские и юношеские организации: организуют досуг и отдых детей из многодетных семей; · Центры занятости населения: оказывают содействие по трудоустройству многодетных родителей и предоставляют их детям возможность работать не полный рабочий день в период учебы или во время летних каникул. Социальная работа с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей. Принципы работы с неблагополучными семьями: ) неиспользование обвинений и упреков, пусть даже вполне заслуженных; вместо этого - социальная защита, создание уверенности в возможности выхода из кризиса; ) индивидуальный подход: решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и местах их пребывания; ) постоянный контакт с семьей; ) доверительные отношения между социальным работником и всеми членами неблагополучной семьи; ) построение отношений с семьей на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план; ) уважение норм и ценностей членов семьи; ) ориентация на развитие, основываясь на позитивном потенциале семьи, ее способности к самопомощи; ) использование широкого спектра методов и подходов в работе специалистов. Этапы работы с неблагополучной семьей: · знакомство; · вхождение в семью; · изучение семьи; · анализ полученной информации; · коррекция, восстановление отношений внутри семьи; · выход из семьи. Главная цель работы с родителями - устранение недостатков семейного воспитания, профилактика и коррекция дисгармоничных семейных отношений. Задачи работы с родителями: · информационно-просветительская работа: объяснение влияния типа семейного воспитания и супружеских отношений на развитие отрицательных отклонений в поведении детей. Работа осуществляется как на федеральном/региональном уровнях, так и на уровне общеобразовательных учреждений. Формами такой работы являются тематические родительские собрания с привлечением специалистов, беседы, семинары, лекции и т.д.; · диагностическая работа: диагностика установок родителей по отношению к своей семье и детям, типа семейного воспитания. Результаты позволяют получить сведения о возможных отклонениях в системе семейного воспитания, выявлять область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс еще не наступил, но уже имеются негативные тенденции. Работа проводится групповым или индивидуальным методом с использованием тест-опросников; · коррекционная работа: восстановление нормальных взаимоотношений между ее членами и исправление имеющихся отклонений в семейном воспитании. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: совместная групповая психотерапия детей и родителей, групповая семейная психотерапия, индивидуальная психо-терапевтическая работа с отдельной семьей или отдельным ее членом. Таким образом, работа специалистов по социальной работе с семьей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике конфликтности и семейного неблагополучия. Также данная работа включает в себя деятельность по созданию условий социальной реабилитации кризисных семей, коррекции сложившейся семейной ситуации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |