Интегративные взаимосвязи коррекционной работы.
Основные составляющие коррекционной работы (по Л.И. Плаксиной): 1 - это учение о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации. Учение о первичном дефекте по отношению к коррекционной работе является первопричиной обоснования ее необходимости. 2 - закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии как причина обоснования содержания, методов и способов коррекционной работы. 3 - это качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка.
Обоснование необходимости коррекционной работы можно представить в такой взаимосвязи (рис.1). В основании данной схемы находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития - вторичные отклонения (ВО), а на вершине триады располагается коррекционное воздействие (КР), которая строится на основе анализа и синтеза данных ПД и ВО. В условиях их интегративных связей создаются соответствующие содержание, методы и средства коррекционной работы.
Рис.1. ПД - Первичный дефект. ВО - Вторичное отклонение. КР - Коррекционная работа.
Выделяются два направления коррекции: медицинская (МК) и психолого-педагогическая (ППК). Так как дефект, по выражению Л.С. Выготского, «не только слабость, но и сила», то влияние его двойственно: с одной стороны он нарушает деятельность организма, с другой - он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма». Все это становится в центр внимания коррекционной работы и определяет ее необходимость. Всем ходом дефектологических исследований показано, что психолого-педагогическая коррекция должна быть направлена на преодоление, замещение, выравнивание, сглаживание последствий влияния первичного дефекта. В коррекционной работе выделяют две сферы влияния: на первичный дефект и вторичные отклонения. Чтобы коррекционное воздействие было эффективным, необходимо изучить состояние первичного дефекта, степень его выраженности, время возникновения и выявления, характер и структуру, а далее рассмотреть особенности психофизического развития. Так как от этого зависит содержание, формы, средства и методы коррекционной работы. Учет степени и тяжести недостатка заставляет искать ключи к выравниванию, замещению и надстраиванию в психике социально-адаптивных способов ориентации. В связи с этим вводится другая триада (см рис.2). Рис.2. МК - Медицинская коррекция. ППК - Психолого-педагогическая коррекция. РКР - Результаты коррекционной работы.
Данная триада отображает содержание и связь с первичным дефектом - медицинской коррекции и вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с психолого-педагогической коррекцией и, как следствие этих двух процессов мы наблюдаем результаты коррекционного воздействия.
На основе анализа причинно-следственных связей выстраивается следующая часть системы коррекционной работы. Если наложить на первую триаду (рис.1) вторую (рис.2), то получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура, где на вершинах обозначены все шесть составляющих элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение (рис. 3). Рис.3. КР-Коррекционная работа. ВО - Вторичное отклонение. ПД - Первичный дефект. МК - Медицинская коррекция. ГШК-Психолого- педагогическая Коррекция РКР - Результаты коррекционной работы.
Так, в процессе лечения зрения и восстановления здоровья детей необходимо рассмотреть и установить связь с процессом обучения и воспитания, так как у детей с отклонениями в развитии имеются специальные медицинские предписания, ограничения и рекомендации, которые необходимо учитывать психологам и педагогам. Так появляются офтальмо-гигиенические условия психолого-педагогической коррекции (см. рис. 4).
гигиенические условия коррекции. МК - Медицинская коррекция. ПД - Первичный дефект.
Из этого можно сделать вывод о том, что без знания степени выраженности дефекта и характера, содержания, медицинских мероприятий, а также создания офтальмо-гигиенических условий осуществлять психолого-педагогическую помощь невозможно. Однако, по принципу обратной связи психолого-педагогическая коррекция имеет свои образования, которые могут закрепить эффект лечения, снять побочные явления лечебного процесса, сформировать у детей устойчивое положительное отношение к лечебным процедурам, снять негативные эмоционально-поведенческие проявления ребенка по отношению к лечению и усилить эффект лечебно-воспитательной работы. В связи с этим появляются рекомендации к коррекции побочных влияний лечения и усиления эффекта лечения. Как было уже доказано в дефектологической науке, что только в условиях слияния анализа первичного дефекта и его влияния на психофизическое развитие ребенка имеется возможность создания адекватного содержания методов и средств коррекционного воздействия. В связи с этим клиническая характеристика состояния зрения и здоровья позволяет видеть первопричину тех психических отклонений и трудностей социальной адаптации и на их основе обеспечить своевременную специальную помощь. Рис.6. КПВЛ и УЭЛ - Коррекция побочных влияний лечения и усиление э лечения. МК - Медицинская коррекция. ППК - Психолого-педагогическая коррекция. ОГУК - Офтальмо-гигиенические условия. ВО - Вторичные отклонения. ПД -Первичный дефект. екта
Целевая установка всей системы коррекции, благодаря осуществлению специально организованного учебно-воспитательного процесса, должна привести к определенной компенсации дефекта. Таким образом, вся нейродинамическая перестройка, образование новых межанализаторных связей, которые лежат в основе компенсации нарушенного зрения, будут формироваться в процессе направленной коррекционной работы
Тифлопедагогика Лекция 12. Основные этапы коррекционной работы. План: 1. Соотношение понятий «коррекция» и «компенсация». 2. Модели решения проблемы содержания обучения. 3. Основные этапы коррекционной работы.
Литература:
Коррекции - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения. Компенсация - это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма Коррекционное воздействие помогает преодолеть, недостатки психического развития, связанного со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.). Коррекция (в педагогическом понимании) – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка, являясь основой всей учебно-воспитательной работы в системе специального образования людей с нарушенным зрением. Коррекция первична, а компенсация вторична, но это не рядом расположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией). Содержание педагогической коррекции должно быть увязано с содержанием общеобразовательных предметов в специальной школе для детей с нарушением зрения. Л.И. Солнцева выделяет две модели решения проблемы содержа ния обучения. Первая, основана на исследованиях И.С. Моргулиса и заключается в том, что коррекционное воздействие осуществляется в процессе общеобразовательного обучения путём усиления руководящей функции педагога и определенной её направленности. Вторая заключается в том, что содержание общеобразовательных предметов в школе для слепых также должно быть коррекционным и не копировать содержания, изучаемого в массовой школе (Л.И. Солнцева, 1991, 12). Действительно, каждый учебный предмет содержит коррекционный материал и его надо вычленить. Необходимо проанализировать тему каждого занятия и определить, какие виды коррекционной работы можно методически увязать с изучаемым программным материалом. Такой коррекционный подход к учебной программе и предмету с позиции доступности материала в содержании общеобразовательного предмета определяет эффективность усвоения его учащимися с нарушением зрения. Коррекционная работа направлена на преодоление и ослабление вторич ных функциональных отклонений в развитии ребёнка, связанных с наруше нием зрения (это не исключает влияния и на первичный соматический дефект). Из вторичных отклонений в развитии детей практически все исследователи-дефектологи выделяют нарушения в психическом и физическом развитии детей, обусловленных первичным дефектом. Естественно, что коррекция этих недостатков в развитии аномальных детей должна быть отражена в структурных компонентах содержания данной работы. Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действия принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей с недостатками зрении. В результате реализации содержания коррекционно-педагогической работы и программы изучения учебного предмета мы должны придти к замещению нарушенных или утраченных функций у ребенка с аномальным зрением, т.е. – компенсации дефекта. Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефект а будет выражаться в формировании у детей адекватных представлений об изучаемых объектах и явлениях, а также понятий по степени обобщённости на уровне нормы (зрячих сверстников) или приближенных к ней. Если ожидаемою компенсаторного эффекта не получается, то необходим возврат к целям и содержанию коррекции, анализ методики коррекционной работы и корректировка тех элементов системы, которые качественно не сработали в тифлопедагогическом процессе. При реализации содержания коррекционно-педагогической работы Б.К. Тупоногов выделяет, основываясь на исследованиях И.С. Моргулиса, отдельно формирование сенсорного опыта и формирование приёмов и способов умственной деятельности слепых и слабовидящих учащихся. Эти два процесса составляют основу педагогического руководства учебно-познавательной деятельности детей и тесно увязаны друг с другом (на схеме показано стрелками). Притесной связи всех элементов коррекционной системы нельзя выхватывать отдельные её этапы при анализе несостоявшегося эффекта реализации целей и содержания коррекционной работы, необходимо прослеживать в организационно-методическом плане всю работу, выявляя слабые звенья.
Тифлопедагогика Лекция 13. Вопросы специальной дидактики. План:
Литература:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |