Характеристика содержания структурных частей работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению и защите выпускных Квалификационных (дипломных) работ Студентами естественно-научных Специальностей
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования «Чувашский государственный педагогический Университет им. И.Я. Яковлева»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению и защите выпускных Квалификационных (дипломных) работ Студентами естественно-научных Специальностей
Учебно-методическое пособие
Чебоксары 2007 ББК 74.580 286 Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами естественно-научных специальностей : учеб.-метод. пособие. – Издание второе, переработанное и дополненное / А. А. Шуканов, Л. Н. Воронов, В. В. Алексеев, Л. А. Шуканова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 41 с.
Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Рецензенты: В. Е. Сергеева, доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской биологии ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»;
Д. А. .Димитриев, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
В методических указаниях изложены основные требования к оформлению и защите дипломных работ. Предназначены для студентов педагогических вузов очного и заочного отделений, обучающихся по естественно-научным специальностям. Методические указания могут быть использованы студентами и учащимися образовательных учреждений при написании реферативных, конкурсных и выпускных работ по биологии, физиологии, экологии, химии и географии.
© Шуканов А. А., Воронов Л. Н., Алексеев В. В., Шуканова Л.А., составление, 2007 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1. Общие положения по выпускной квалификационной (дипломной) работе……………….5 1.1. Обязанности руководителя дипломной работы……………………...6 1.2. Обязанности студента-дипломника:…………………………………..6 2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание………………………………………………………….7 2.1. Характеристика содержания структурных частей работы................. 8 3. Требования к оформлению дипломной работы………20 3.1. Рубрикация текста......................................................................................... 21 3.2. Сокращение слов и словосочетаний в тексте........................................ 22 3.3. Написание химических формул................................................................. 25 4. Подготовка к защите и защита дипломной работы.27 5. библиографический список………………………………….29 6. приложения…………………………………………………………31
Общие положения по выпускной квалификационной (дипломной) работе
Дипломная работа представляет собой одну из обязательных форм самостоятельной деятельности студента, которая в методическом плане должна стать логическим завершением сбора экспериментального и обследовательского материала в кружках СНО и выполненных на его основе курсовых работ. Дипломная работа – это, прежде всего, самостоятельно выполненная студентом комплексная научно-исследовательская работа, подводящая итоги изучения всего набора учебных дисциплин и прохождения учебной и педагогической практик, предусмотренных учебным планом по соответствующей специальности. Выполнение дипломной работы способствует развитию у студента активной творческой инициативы, совершенствованию навыков самостоятельной работы, изучению передового педагогического опыта и умению использовать их в своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому основной целью выпускной квалификационной работы является подтверждение полученных студентом теоретических знаний и практических навыков по всем циклам дисциплин изучаемой специальности с последующим использованием их в образовательном процессе. Дипломная работа является завершающим этапом обучения студентов и входит в итоговую государственную аттестацию выпускников, на основании которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос присвоения им квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома государственного образца. Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки учителя по специальностям 032400 «Биология», 032300 «Химия», 032300.00 «Химия с дополнительной специальностью Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)», 032500 «География», 030500.10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование) выполнение выпускной квалификационной работы проводят по дисциплинам предметной подготовки. Тематика дипломных работ, фамилии студентов-дипломников и их руководителей представляются специальными (профилирующими) кафедрами в организационно-методическую комиссию. Затем они рекомендуются к утверждению учёным советом факультета, после чего издается соответствующее распоряжение по деканату, обязательное для исполнения. При необходимости, в виде исключения, в данное распоряжение могут быть внесены отдельные дополнения с соблюдением необходимых процедур. Тему дипломной работы студент выбирает самостоятельно или по рекомендации руководителя из перечня утвержденной тематики в конце шестого и в начале седьмого семестров. Руководителями работ назначают ведущих преподавателей кафедр, успешно занимающихся научно-исследовательской или учебно-методической работой. Темы работ должны быть актуальными, соответствующими современному состоянию развития науки и уровню инновационных образовательных технологий. Наиболее целесообразным является выполнение студентами выпускных квалификационных работ в соответствии с планом НИР кафедр. При этом поощряются работы по результатам постановки соответствующих экспериментов, сбора материала в полевых условиях с дальнейшей его камеральной обработкой, анализа и обобщения опыта преподавания специальных дисциплин с последующим возможным использованием полученных данных в школьной практике. Совершенно не допускаются компилятивные работы, основанные на анализе только литературных данных. В соответствии с темой дипломной работы руководитель выдаёт студенту задание (приложение 1). Задание на выполнение работы является официальным документом, на основании которого дипломник проводит научные эксперименты. В необходимых случаях с разрешения деканата задание даёт студенту право проходить практику в том учреждении, где кафедрой запланировано проведение соответствующих научных исследований. 1.1. Обязанности руководителя дипломной работы: – предложить студенту тему работы в контексте тематики, утвержденной ученым советом факультета; – выдать задание на выполнение работы; – оказать помощь в составлении календарного плана выполнения работы, овладении методами исследований и математической обработки полученного в них цифрового материала; – обеспечить базу для проведения исследований; – контролировать календарный план выполнения работы согласно утверждённому кафедрой графику; – представить в ГАК отзыв о работе дипломника. 1.2. Обязанности студента-дипломника: – принять к исполнению задание руководителя по утверждённой теме; – составить календарный план выполнения работы (приложение 2); – проявлять творческую инициативу и активность в своевременном выполнении календарного плана работы; – выступать с докладами по теме работы в кружках СНО соответствующей кафедры и научных конференциях студентов (не менее чем по 1 разу); – участвовать в конкурсах НИРС различного ранга; – представить выполненную в рукописном (каллиграфическим почерком) или печатном исполнении дипломную работу (соответственно в сброшюрованном или переплетенном виде) руководителю (на кафедру) не позднее 1 месяца до начала работы ГАК. 2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание При подготовке и оформлении работы дипломники должны руководствоваться государственными стандартами и другими нормативными документами, знать фактические достижения и неизученные проблемы в соответствующей отрасли науки, использовать научные положения и разработки отечественных, зарубежных исследователей, а также передовой опыт учителей-новаторов по изучаемой теме. Основные требования к дипломной работе следующие: – актуальность темы; – реальность условий проведения и достоверность полученных данных, на базе которых осуществляются исследования и оформляется работа; – новизна работы (экспериментальное доказательство новых данных или современное видение уже известных сведений); – комплексность исследований, логичность изложения, убедительность аргументаций, полнота и точность формулировок; – конкретность заключения, обоснованность выводов и практических предложений; – целесообразность приложений; – грамотность оформления работы, тщательность её редактирования.
Выпускная квалификационная работа должна иметь определённый порядок расположения её составных частей, направленный на логическое изложение материала и максимальную доступность для восприятия читающего. Поэтому основными элементами работы в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист. 2. Реферат. 3. Оглавление. 4. Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (при необходимости). 5. Введение. 6. Обзор литературы. 7. Материал и методика исследований. 8. Результаты исследований и их обсуждение. 9. Выводы и практические предложения. 10.Использование полученного материала в школьной работе (по возможности). 11. Список использованной литературы. 12. Приложения (задание на выполнение дипломной работы, справочный материал и др.). Характеристика содержания структурных частей работы Титульный лист – это первая страница работы, которая не нумеруется. Здесь указывают: сведения о министерстве, которому подчиняется учреждение, об учреждении, где выполнена работа, её название, об исполнителе, руководителе, консультанте и т.д. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений и переносов (приложение 3). Реферат (1 с.) – представляет собой краткий обзор выполненной работы с указанием её объёма, количества иллюстраций, использованной литературы, приложений, перечня ключевых слов и краткого изложения текста. Ключевыми называют слова, выражающие отдельные понятия, существенные для раскрытия содержания текста. Перечень должен включать от 5 до 15 слов в именительном падеже, напечатанных в строку прописными буквами через запятую. В тексте реферата должны быть отражены: цель работы, методы исследований, наименование оборудования, полученные результаты, эффективность и область их применения. В реферате не допускают сокращений слов. Реферат включают в общую нумерацию работы, но номер страницы не ставят (приложение 4). Оглавление (1 с.)– это часть текстовой работы, носящая справочный характер. Оно даёт представление читателю о структуре работы и одновременно помогает быстро найти в тексте нужное место. Поэтому в оглавлении названия заголовков глав, разделов и подразделов перечисляют в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте (приложение 5). Оглавление входит в сквозную нумерацию работы с указанием номера, начиная с 3 с. Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (1 с.). Если в работе использованы узкоспециальная терминология, малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка. Такой список составляют в том случае, если в работе применено более 20 необщепринятых терминов, сокращений, символов и каждый из них повторяется не менее 3 раз. В ином случае достаточно их расшифровки (в скобках) при первом упоминании в тексте. Перечень располагают столбцом, в котором слева в алфавитном порядке приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку (приложение 6). Введение (1-3 с.) как ответственная часть работы не только заинтересовывает читателя в целесообразности дальнейшего изучения избранной темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики (обоснование изучаемой темы, ее актуальность, формулировку цели и задач, поставленных для решения, научную новизну и практическую ценность, в т.ч. значимость для школьной работы. Все это может окончательно выявиться только на последнем этапе работы, когда автор достиг полной ясности в понимании выбранной темы. Поэтому рекомендуется приступить к изложению данного раздела после написания основного текста работы. Обзор литературы (9-13 с.). В этом разделе отражают состояние изученности рассматриваемых вопросов по теме работы на основании критического анализа данных литературных источников (не менее 12–15) за последние годы. При этом противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках, излагают последовательно и аргументировано, чтобы убедить читателя в необходимости дальнейших исследований по избранной теме. В обследовательских работах в данный раздел также включают физико-географическую характеристику района исследований. Обзор желательно составлять по работам, опубликованным отечественными и зарубежными исследователями в научных журналах и трудах. Ссылка на каждый использованный в «Обзоре литературы» источник обязательна. Ее дают в квадратных скобках с указанием порядкового номера литературы, например: [1]. Ссылку на литературу можно делать и в круглых скобках с указанием ее автора и года публикации, например: (В.И. Кириллова, 2007). Материал и методика исследований (4-6 с.). Раздел должен сжато, точно и полно отразить все использованные дипломником методы исследований, методические приемы и дидактические средства, включая методы математической обработки данных. В первой части раздела указывают: – место проведения исследований (наименование промышленного, аграрного или иного предприятия, лаборатории кафедры, агробиостанции, школы, пришкольного участка, заповедника, заказника и т.д.); – время проведения исследований (сроки их начала, окончания в целом и отдельных этапов); – объекты исследований (таксоны животных, растений, микроорганизмов; биоценозы, экосистемы и т.д.); – материал исследований (названия химических веществ, биопрепаратов, дидактических средств, органов и систем организма или объем собранного материала; количество учтенных экземпляров; число учетов, проб и т.д.). Во второй части указывают характер проведенных исследований (экспериментальный, обследовательский, методический). В случае экспериментальных исследований отражают: – условия организации эксперимента и его модель (химическая, экологическая); – методические критерии постановки эксперимента (число животных и растений в группах, повторность опытов, сезонность исследований, порядок и характер учетных измерений, вид иллюстративного материала); – методики решения поставленных задач. В обследовательских работах излагают методы проведения полевых исследований и камеральной обработки собранного в них материала, а также оценки микроклимата в учебных кабинетах, классах, рельефа местности, состояния водоисточников, экспертизы качества почвы и воды. В работах методического характера отмечают критерии проведения анализа (количество учащихся, повторность экспериментальных срезов), характер учетных тестов (задачи, упражнения, контрольные вопросы), вид документации, а также традиционные и новые методические приемы, классические и инновационные технологии обучения. В третьей части раздела указывают методы статистической обработки полученных данных, используемые программы математического расчета на ЭВМ, наименование вычисляемых констант и используемые формулы. Обработку полученного в экспериментах цифрового материала проводят одним из методов вариационной статистики. Выбор метода необходимо обосновать. Как правило, определяют: среднюю величину (М); среднеквадратическое отклонение (m); критерий достоверности (t); уровень значимости, достоверности (Р). При необходимости вычисляют также коэффициенты: вариации (Сv); корреляции (r) и наследуемости (n2). Их анализ по результатам исследований позволяет сформулировать объективные и достоверные выводы. Для этих целей обычно используют программные комплексы статанализа « Microsoft Excel » и « Statistica for Windows ». Экспериментальные работы с полученными цифровыми данными, не подвергнутыми математической обработке, к защите не допускают. Результаты исследований и их обсуждение (22-30 с.). Этот раздел является основным в работе. Здесь дипломником обстоятельно излагаются полученные в ходе исследований данные с детальным их обсуждением. Студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы, сопоставляя при этом состояние ее решения на современном этапе развития науки с результативностью собственных исследований. Полученные результаты подвергают глубокому анализу и обсуждению в сравнении с аналогичными данными других исследователей. Такое обсуждение позволяет выявить закономерности, найти им аргументированные объяснения и составить адекватные поставленным задачам выводы. Язык изложения должен обладать констатирующими чертами, четкостью формулировок и полным отсутствием эмоциональных речевых средств. Текст раздела иллюстрируют демонстрационным материалом: таблицами, рисунками и с соответствующими заголовками, которые помещают после первого же упоминания о них. Данные экспериментальных работ, представленные в иллюстративном материале, необходимо анализировать с указанием уровня значимости, например: (Р<0,01). Выводы и практические предложения (1–2 с.). Они должны логично вытекать из основного содержания работы, соответствовать поставленным для решения цели и задачам, быть четко сформулированными, лаконичными и иметь законченный характер. Выводы разбивают на 4-6 пунктов, практические предложения – на 1-2, которые начинают с нового абзаца. Использование полученного материала в школьной работе (1-2 с.). Этот раздел включают, как правило, в дипломные работы методического характера. При этом на основании анализа передового опыта учебно-методической работы студент представляет конспект школьных и внеклассных мероприятий (урока, экскурсии, сценария внешкольной работы и др.). Список использованной литературы (не более 3-4 с.). Он отражает самостоятельную творческую деятельность дипломника. Объем этого раздела определяется количеством использованных в работе источников, которое должно быть не менее 12-15. Литературные источники оформляются согласно ГОСТу 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и располагаются в алфавитном порядке. В начале приводятся работы отечественных авторов, затем – зарубежных. Каждую работу нумеруют и начинают с новой строки.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |