Лабораторная работа 3. Компоненты ввода и вывода данных
Цель: изучить компоненты ввода и отображение текстовой информации. Рассмотрим более подробно компоненты ввода — вывода данных, для чего условно разделим их на несколько различных блоков: 1) компоненты вывода текстовой информации на экран; 2) однострочные поля ввода текстовой и числовой информации; 3) многострочные поля ввода. Для вывода определенной информации на экран, кроме уже описанного компонента Label, есть и другие компоненты. Текст, который будет отображен, можно задавать как на этапе разработки формы, так и в процессе выполнения программы, присвоив значение свойству Caption. Таблица 1. Основные свойства компонента Label
Отдельно рассмотрим свойство Font класса TFont, определяющее шрифт. При выборе данного свойства на этапе проектирования проявляется диалоговое окно, в котором непосредственно задаются характеристики шрифта: стиль, размер и цвет. На этапе выполнения доступ к элементам шрифта осуществляется с помощью свойств класса TFont: Color — цвет шрифта, Height и Size высота шрифта, заданного либо в пикселях, либо Свойство Label 1. Color задает цвет самого компонента, а свойство Label 1. Font . Color — цвет, который используется для надписи внутри данного компонента. Рассмотрим несколько простых примеров использования данных компонентов. Пример 1 При нажатии на кнопку, на экране выдается, а затем при повторном нажатии исчезает некоторое сообщение, например «Моя первая программа на языке Delphi». При повторном выводе размер надписи должен увеличиваться. Для этого поместим на форме компонент Label и кнопку Button. Затем определим соответствующее значение свойства Caption и создадим процедуру обработки нажатия кнопки, которая имеет следующий вид: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin label1.Visible:=not label1.Visible; if label1.Visible then label1.Font.Size:=label1.Font.Size+1; end; В этой программе при каждом очередном нажатии происходит изменение свойства Visible, вследствие чего надпись то появляется, то исчезает с экрана, а также происходит увеличение свойства Size. Для вывода определенной информации на экран, кроме уже описанного компонента Label, может быть также использован компонент Panel с той же самой закладки или StaticText со страницы Additional. Они имеют Остальные компоненты позволяют вводить и редактировать информацию, включая возможность выделения, копирования, удаления и вставки фрагментов текста. Отметим общие для всех редакторов методы: Clear — удалить весь текст, помещенный в редакторе; ClearSelect — удалить выделенный фрагмент текста; CopyToClipboard — копировать в буфер выделенных фрагмент, CutToClipboard — удалить из текста выделенный фрагмент и поместить его в буфер, PasteFromClipboard — копировать текст из буфера в то место редактора, где в данный момент находится курсор. Для всех редакторов определено дополнительное событие OnChange, возникающее, когда изменяется текст, находящийся в редакторе. Для ввода или вывода одной строки могут использоваться компоненты Edit со страницы Standart и MaskEdit со страницы Additional . Основное свойство данных компонентов — это строка, которая либо вводится, либо выводится. Данное свойство имеет имя Text и тип String, доступное как во время подготовки, так и время выполнения. Логическое свойство ReadOnly позволяет запретить изменения, а целочисленное свойство GetTextLen выдает текущую длину строки. Пример 2 Сделать так, чтобы при вводе текста в первом компоненте Edit, во втором отображалась реальная длина вводимой строки. Кроме этого, при выходе из компонента Edit 1 его содержимое копировалось в буфер и удалялось, а при возвращении появлялось снова. В данном случае будем использовать три события, а именно OnChange, OnEnter и OnExit. Тогда программа будет иметь следующий вид: procedure TForm1.Edit1Change(Sender: TObject); begin edit2.Text:= IntToStr(edit1.GetTextLen); end; procedure TForm1.Edit1Enter(Sender: TObject); begin edit1.PasteFromClipboard; end; procedure TForm1.Edit1Exit(Sender: TObject); begin edit1.SelectAll; edit1.CopyToClipboard; edit1.Clear; end; Событие клавиатуры возникает только в том случае, если нажата или отпущена произвольная клавиша. Имеет значение, была ли нажата клавиша с управляющим символом или с читаемым символом, поэтому имеются несколько различных событий. Событие OnKeyPress происходит лишь при нажатии клавиши, с которой связан читаемый символ, а событие OnKeyDown и OnKeyUp вызываются при нажатии или отпускании произвольной клавиши клавиатуры. Во всех этих событиях присутствует параметр — переменная Key, в которой после события помещается код нажатой клавиши, а также параметр Shift. Пример 3 Сделать так, чтобы в Edit нельзя было вводить подряд два одинаковых символа. Поместим на форму компонент Edit и опишем глобальную переменную ch типа char, в которой будет храниться последний нажатый символ. Затем создаем процедуру обработки события KeyPress, где параметр Key типа char содержит символ нажатой клавиши. Если вновь введенный символ совпадает с только что нажатым символом, то он игнорируется. Var ch:char; procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char); begin if ch=key then key:=#0 else ch:=key; end; Пример 4 Написать программу, которая считает количество нажатий на кнопку и выдает это значение в компоненте Edit. Для решения данной задачи поместим на форму компоненты Button (кнопка, количество нажатий на которую будем считать) и Edit (строка, procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin i:=i+1; Edit1.Text:=IntToStr(i); end; Однако остается вопрос, где описывать данную переменную i. Если сделать это внутри данной процедуры, то также необходимо осуществлять обнуление переменной, а это приведет к получению одного и того результата, равного единице. Следовательно, переменная i должна быть глобальной в модуле, а ее начальная инициализация должна происходить в процедуре, которая выполняется всего один раз, и всего один раз происходит это событие. Таким событием создание формы OnCreat произойдет один раз и процедура FormCreate(Sender:TObject) будет вызвана всего один раз. Следовательно, описание переменной и процедур обработки событий в реализационной части будет иметь вид: Var i:integer; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin i:=0; end; procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin i:=i+1; Edit1.Text:=IntToStr(i); end; При возникновении необходимости сделать данную переменную i общедоступной, можно поместить описание переменной в интерфейсной части модуля после служебного слова public. Именно так, как правило, type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Edit1: TEdit; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure FormCreate(Sender: TObject); private { Private declarations } public i:integer; { Public declarations } end; В программе для обращения к переменной i необходимо писать ее полное имя Form 1.i. Однако код процедур обработки событий можно и не переписывать, поскольку процедуры обработки описаны непосредственно в формы, а следовательно, данное числовое поле доступно непосредственно. Данную программу можно легко модифицировать так, чтобы после определенного количества нажатий появлялось некоторое сообщение или кнопка блокировалась, или приложение автоматически закрывалось. Результат можно отображать не только посредством компонента Edit, но Свойству Visible компонента Label присваиваем False, т. е. при открытии формы надпись отражаться не будет. Затем, как и ранее, при нажатии на кнопку переменная i увеличивается на 1. Когда значение переменной i будет равно 10, 20, 30 или 40 компонент Label становится видимым, implementation {$R *.dfm} Var i:Integer; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin i:=0; end; procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Label1.Visible:=False; i:=i+1; if (i=10)or(i=20)or(i=30)or(i=40) then Begin Label1.Visible:=True; Label1.Caption:='Вы нажали '+intToStr(i)+'раз'; end; if i=50 then Begin Label1.Visible:=True; Label1.Caption:='Вы нажали УЖЕ'+intToStr(i)+'раз'; Button1.Enabled:=False; end; end; В отличие от компонента Edit компонент MaskEdit, обладая теми же возможностями редактирования, позволяет определять маску, на основании которой будет осуществляться ввод информации. Маска редактируется с помощью пункта EditMask инспектора объектов, выбор которого приводит к появлению диалогового окна (рис. 13). Можно выбрать любой имеющийся шаблон ввода текстовой информации или создать собственный. На этапе выполнения вводимый текст должен отвечать этому шаблону.
Рисунок 13
Компонент LabeledEditотличается от компонента Edit только тем, что имеет привязанный к нему компонент Label, свойства которого содержатся в раскрывающейся вкладке EditLabel. Свойство LabelPosition отвечает за расположение Label относительно Edit, а свойство LabelSpacing — за количество пробелов, разделяющих Edit, и прикрепленный к нему Label. Оба компонента находятся на закладке Addition. Для ввода целых чисел стандартных компонентов нет, однако имеется возможность самим сконструировать компонент. Для этого необходимо на форму поместить компонент Edit и компонент UpDown со страницы Win 32, а затем свойству Associate данного компонента придать значение Edit 1. После выполнения этой операции компоненты будут связываться между собой, при выполнении программы — располагаться рядом. Основные свойства компонента UpDown: Min — минимальное и Max — максимальное значения. Если последние свойства имеют значение 0, то число, задаваемое в компоненте, не имеет ограничений. Свойство Increment определяет, на сколько будет изменяться значение при каждом Для ввода или вывода нескольких строк могут использоваться компоненты Memo со страницы Standard и RichEdit со страницы Win 32 (полный текстовый редактор для RTF-файлов). Многие свойства у данных компонентов аналогичны свойствам компонента Edit, однако для возможности доступа к строкам вместо свойства Text имеется свойство Lines, при выборе которого во время проектирования задается начальное значение строк с помощью следующего диалогового окна, представленного на рисунке 14. Во время исполнения данное свойство представляет собой указатель на содержимое окна.
Рисунок 14
Для доступа к строкам во время выполнения программы также используется свойство Lines класса TString. Подробнее остановимся на классе TString, с которым в последствии мы будем еще встречаться. Класс TString обладает также рядом методов, среди которых отметим следующие: Add(St : String): integer добавляет строку St и возвращает номер этой строки; Delete(Index : Integer) удаляет строку с номером Index; Insert (Index : Integer , St : String) вставляет строку с номером Index, Clear полностью уничтожает все содержимое компонента. Все содержимое компонента можно записать в файл с помощью метода SaveToFile или прочитать из файла посредством методом LoadFromFile. Аналогичным образом можно поступить и с потоком, направив в него весь файл, или прочитать файл из потока. Важным свойством компонентов Memo и RichEdit является ScrollBar, которое определяет, будет ли окно содержать горизонтальные или вертикальные линейки прокрутки. Пример 5 Задается текст в компоненте Memo1 и номер строки в компоненте Edit1. Необходимо вырезать строку с данным номером и поместить ее Для решения данной задачи поместим все необходимые компоненты на форму и напишем процедуру обработки события, в которой задается значение компонента Edit 2 и удаляется строка из Memo 1:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Edit2.Text:=memo1.Lines[strToInt(edit1.Text)-1]; memo1.Lines.Delete(strToInt(edit1.Text)-1); end; Пример 6 Cохранить набранный в Memo файл с именем, определенным в Edit. Для решения данной задачи поместим на форму компонент Memo 1, Рисунок 15 Процедура обработки события будет состоять из одной строки, и соответственно, листинг будет иметь следующий вид: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Memo1.Lines.SaveToFile(Edit1.Text); end; Компонент RichEdit обладает всеми характеристиками, присущими компоненту Memo, однако имеет богатые возможности для работы с текстовым форматом RTF. Данный формат предполагает возможность разбивать текст на параграфы. Для этого существуют специальные свойства: SelAttributes определяет атрибуты выделенного фрагмента и Paragraph — атрибуты абзаца. Задания : 1. Проверьте все программы из данной лабораторной работы и выполните задание, которое соответствует номеру вашего варианта. 2. Создайте приложение, в котором при нажатии на одну из кнопок 3. Сделайте компонент Edit таким образом, чтобы в него можно было бы вводить только цифры. 4. Создайте приложение, в котором при наборе текста в компоненте Edit в момент нажатия буквы t все содержимое данной строки добавляется новой строкой в компонент Memo. 5. Создайте приложение, в котором в строку вводится буква я, выдается некоторое сообщение.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |