Программа курса «Светочи родной земли».
Духовное наследие Липецкого края. Православное краеведение. (Первый год обучения). Среднее звено общеобразовательных школ. . Мальцева Татьяна Николаевна, Лопандина Надежда Павловна.
Пояснительная записка.
Последнее время российское общество, осознавая катастрофические последствия атеизма, пытается восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности. Однако, создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Это воспитание создавалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми. Школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков. Осуществить это возможно на фундаменте православной культуры. Данный курс разработан для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. (1 год обучения). Курс проводится в рамках дополнительного образования. Цель данного курса – формирование духовно-нравственной личности школьника как патриота своей страны. Задачи предусматривают раскрыть идеалы нравственности, добра, служения Родине подвижников благочестия Липецкого края, расширить знания о духовных традициях родного народа. Формирование нравственных качеств у учащихся реализуется в любви педагогов к духовному наследию родного края.
Организация духовно-нравственного воспитания (православное краеведение) в общеобразовательных школах. Организация духовно-нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. - Конституция РФ - Договор о сотрудничестве МОРФ и Московской патриархии РПЦ от. 2. 08. 1999г. - МОРФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму МО от 22. 10. 2002 г. №14 – 52876 ин (16) Правовые основы Возможность преподавания культурологического курса «Православная культура. Духовное краеведение» соответствует Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединений» от 26. 09. 1997 г. № 125 – Ф (3) ст. 3 п. 1 ст. 4п.2 Закону РФ «Об образовании» ред. 2007 г. (гл II ст 14 п.2) Конституция РФ гл.I ст. 28. «О свободе вероисповедания».
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания (православное краеведение) в общеобразовательных школах. Курс православного краеведения – это не просто определенный цикл занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной деятельности в разных видах занятий, экскурсий. Темы для рисования, сочинений, подбор художественных произведений для чтения и обсуждения. Для заучивания наизусть подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка. Содержание программы «Светочи родной земли» представлено в 4 раздела I раздел – «Православные праздники» знакомит детей с историей православных праздников, воспитывает уважение и любовь к народным традициям. II раздел – «Подвижники благочестия земли Липецкой» знакомит учащихся с жизненными подвигами светочей малой Родины, показывает нравственную красоту святых. III раздел – «Святые источники» открывает данные о свойствах воды, воспитывает благоговейное отношение к святым источникам, уважение к народным традициям. IV раздел – «Экскурсии по святым местам» позволяет соприкоснуться со святыми местами, прославленными нравственными подвигами святых земли Липецкой земли; воспитывать любовь к родному краю, интерес к изучению его святынь. В определении целей к уроку культурологический и нравственные компоненты являются определяющими. Содержание, формы и методы подчинены этим компонентам. На занятиях используется художественное наследие русской культуры.
Введение данного курса должно предваряться встречей с родителями учащихся, на которой их знакомят с целями и задачами учебного курса, с предполагаемыми темами занятий, с формами работы. Родители по желанию могут посещать занятия, принимать участие в экскурсиях. Нравственная направленность курса означает большую моральную ответственность педагога перед учащимися. Программа разработана с использованием литературы: - «Великий Задонский Светильник» (чудесные исцеления и благодатная помощь) / сост. Иеромонах Стефан (Киселев) 3-е изд., дополн. Липецк,2004 - Гамаюнов А. И., Клоков А. Ю., Найденов А. А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I Липецк: Липецкое областное краеведческое общество,2009 - Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника и история Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря/ сост. Найденов А. А., Клоков А. Ю. - Народная Русь: Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа/ А. Коринфинский. – М.: Белый город, 2006. - «О святой воде» г. Сергиев Посад. - Праздники православной Церкви. С подробным объяснением. – М., 2000 - Протоиерей Борис Балашов «Великие праздники»/Христианская жизнь» Клин 2009 - Я иду на урок в начальную школу/ Основы православной культуры ред.-сост. Е. И. Смольникова
3) Особенности применения программы Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций картин, аудиозаписей, материалов на DVD и CD – носителях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов).В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни. Высокую эффективность имеют экскурсионно-паломнические поездки в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей родного края.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |