1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. – 1950. – вып. 70.
2. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию // 5-я научная сессия по дефектологии.- М., 1967.- С.394-395.
3. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Известия АПН РСФСР, 1948.- Вып. 15.- С.167-191.
4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека.- М.: Медицина, 1988.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.2.
6. Гальперин П.Я. <О методе поэтапного формирования умственных действий> // Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской.- М.: Российское психологическое общество, 1998.- С.39-41.
7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1958.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
9. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., Изд. АПН РСФСР, 1958.
11. Исправление недостатков произношения, чтения и письма /Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Учпедгиз, 1960.
12. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма.- М., 1965.
13. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М., 1983.
14. Корнев А.Н. Методика раннего выявления дислексий у детей. – СПб., 1991.
15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
16. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей.- М., 1983.
17. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
18. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей.- М., Издательство АПН РСФСР, 1956.
19. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева.- М.: Советская энциклопедия, 1990.
20. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: АПН РСФСР, 1963.
21. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.
22. Ляудис В.Я., Негруэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
23. Макарьев И. Если ваш ребенок левша.- СПб., 1995.
24. Методы обследования состояния письма и чтения.- М., Издательство АПН РСФСР, 1982.
25. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма удетей. Из опыта работы.- СПб., 1990.
26. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994.
27. Ольхин А.Б., Чистякова Е.Н. Характер ошибок при устном и письменном воспроизведением согласных больными с дизартрией // Расстройства речи и слуха / Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа.- Т 89.- Л., 1974.
28. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей.- М., Просвещение, 1990.
29. Основы теории и практики логопедии / Под ред Р.Е. Левиной.- М., 1968.
30. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
31. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. – Свердловск, 1988.
32. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
33. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.- М.: МГУ, 1993.
34. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.В. Нарушения памяти у детей с дисграфией // Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствование работы.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990.
35. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы.- М., 1965.
36. Спирова Л.Ф. Особенности формирования звукового анализа у детей с недостатками речи.- М.: АПН РСФСР, 1957.
37. Сумченко Г.М., Демченко С.В. Проблема леворукости в связи с обучением письму детей, имеющих недоразвитие речи // Нарушения речи: методы изучения и коррекции.- СПб., 1993.
38. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий.// Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской.- М.: Российское психологическое общество, 1998.- С.59-81.
39. Хрестоматия по логопедии в 2 тт. Т.II/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – С.283-511.
40. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.
41. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение.- М., 1988.
42. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
43. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты // Вопросы психологии.- 1956, №5.- С.38-58.
44. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: Знание, 1974.
45. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.
46. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1984.
Форма К-4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
«Самарский государственный педагогический университет»
Институт коррекционной педагогики
Утверждено
на заседании кафедры логопедии
(протокол № от 200 г.)
Зав.кафедрой
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
По курсу «Нарушения письменной речи»
Специальность 050715 «Логопедия»
На 2008-2009 уч.г.
Рабочую программу осуществляют:
Лекции
К.п.н., доцент Н.И.Буковцова
Практические занятия
К.п.н., доцент Н.И.Буковцова
| Учебных часов:
Лекции – 38
Семинарские –
Практические –
Лабораторные – 38
Зачет –
Экзамен – 7 сем.
Самостоятельная работа студентов 76 часов
|
№
| Тема и содержание
| Форма изучения материала
| Кол-во часов
| Межпредметные связи
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1.
| История возникновения письма. Основные этапы становления письменности. Развитие науки о нарушениях письменной речи. Вклад отечественных и зарубежных ученых. Современные взгляды на нарушения письменной речи.
| ЛК, ЛБ
| 2+2
| Лингвистика
психолингвистика, общая психология, общая педагогика, психология развития,
|
2.
| Сравнительная характеристика устной и письменной речи. психологическое содержание устной и письменной речи. Взгляды Л.С. Выготского на процессы устной и письменной речи.
| ЛК, ЛБ
| 2+2
| Лингвистика, психолингвистика, общая психология, общая педагогика, психология развития, нейролингвистика
|
3.
| Психология усвоения чтения. Чтение как форма речевой деятельности. Психофизиологическая и семантическая организация процесса чтения. Этапы формирования навыка чтения.
| ЛК+ЛБ
| 4+2
| Лингвистика, психолингвистика, психология развития, нейролингвистика
|
4.
| Психология овладения письмом. Структура процесса письма. Психофизиологические механизмы процесса письма. Формирование письма в норме.
| ЛК+ЛБ
| 4+2
| Лингвистика, психолингвистика, психология развития, нейролингвистика
|
5.
| Этиология и патогенез дислексий, дисграфий. Биологические и социальные факторы, ведущие к нарушениям письменной речи. Физиологический, психологический, лингвистический аспекты механизмов дислексий, дисграфий.
| ЛК, ЛБ
| 4+4
| Лингвистика, неврология, нейролингвистика, психолингвистика, общая патология, анатомия, физиология ЦНС
|
6.
| Симптоматика дислексий, дисграфий. Речевая и неречевая симптоматика нарушений письменной речи. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения письменной речи.
| ЛК, ЛБ
| 4+4
| Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия, дизартрия, ринолалия.
|
7.
| Классификация дислексий (Р.Беккер, С.Боррель-Мезонни, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.Н.корнев, Р.И. Лалаева): основание, выделяемые формы, их характеристика.
| ЛК, ЛБ
| 2+2
| Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия.
|
8.
| Классификация дисграфий (О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева): основание, выделяемые формы, их характеристика. Дисорфография: определение, виды.
| ЛК, ЛБ
| 2+2
| Лингвистика, методика русского языка, общая психология, психология развития, неврология, разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия.
|
9.
| Обследование учащихся с нарушениями письменной речи. задачи, принципы. Формы, методы, структура, содержание обследования.
| ЛК, ЛБ
| 2+4
| Психодиагностика
|
10.
| Методика логопедической работы по устранению и предупреждению нарушений письменной речи. Основные принципы логопедической работы. Коррекция нарушений речевых и неречевых функций: основные направления, содержание, приемы и методы. Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у дошкольников.
| ЛК, ЛБ
| 6+8
| Общая педагогика, психокоррекция, психология развития, методика русского языка.
|
11.
| Нарушения письменной речи у различных категорий детей. Особенности дисграфий, дислексий и специфика коррекционной работы у детей с дизартрией, с ринолалией. с ФФН, с ОНР, с ЗПР, с интеллектуальными недостаточностью.
| ЛК, ЛБ
| 4+4
| Разделы логопедии: ринолалия, дизартрия, алалия; психология детей с ЗПР, клиника умственной отсталости, спецметдика русского языка.
|
12.
| Организация логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта. проведение обследования, комплектование групп, проведение коррекционных занятий. Документация и оборудование логопункта.
| ЛК, ЛБ
| 2+2
| Разделы логопедии: дислалия, алалия. дизартрия, ринолалия, технология обследования произн. стор. речи
|
Наглядные ИТСО
| Основная и дополнительная литература
| Задания по самостоятельной работе студентов
| Кол-во часов
| Формы контроля самостоятельной работы студентов
|
6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
1. Таблицы с образцами различных видов письма
| Основная I: № 6, № 11 с.14-68, № 13 с.221-225, № 22 с.129-131, 214-218.
Дополнительная II: № 6, № 11, № 27 с.151-152.
| Составить таблицу примеров различных видов письма.
| 4
| Фронтальный опрос
|
2. Сравнительные таблицы
| I № 2, № 22 с.131-134, № 17
II №5, 11, № 14 с. 3-33, № 27 с.152-154.
| Составить конспект работы Л.С. Выготского «Мышление и речь»
| 4
| Анализ конспектов, фронтальный опрос.
|
3. Схема, таблицы.
| I №1, №3, №9 с.24-31, №11 с.4-14, №13 с.443-444.
II № 7 , 27 с.186-191.
| Составить конспект работы Т.Г.Егорова «Психология овладении навыком чтения».
| 6
| Анализ конспектов, фронтальный опрос.
|
4. Схемы, таблицы.
| I №1, №9 с.9-24, №13 с.458-460, №14., №22 с.135-142
II №21, 27 с 151-161.
| Составить конспект работу А.Р.Лурия «Очерки психофизиологии письма». Провести сравнительный анализ структуры процессов письма и чтения и составить таблицу.
| 6
| Анализ конспектов, программированный опрос.
|
5. Схемы, таблицы.
| I №9 с. 139-149, №11 с. 22-27, №13 с.445-449, №19 с. 20-24, №22 с.137.
| Составить сводную таблицу факторов, ведущих к нарушению письменной речи. Подготовить рекомендации для родителей по воспитанию детей «группы риска» с целью предупреждения у них дисграфий, дислексий.
| 6
| Фронтальный опрос.
|
6. Таблицы примеров ошибок на письме, письменные работы учащихся.
| I №9 с 42-138, №11 с. 27-30, №13 с. 457-458, №19 с.25-40.
II №9 с.5-9, 15-18, №18, №22.№ 32
| Составить конспект работы И.Н.Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников». Заполнить таблицы примеров ошибок на письме при чтении.
| 8
| Программированный опрос.
|
7. Таблицы, образцы чтения учеников.
| I №9 с.42-48, №11 с. 42-67, №13 с.449-457, №21 с.337-348, 465-469.
II №10.
| Проанализировать образцы чтения детей, определить формы дислексии, заполнить таблицу по формам дислексии.
| 6
| Фронтальный опрос.
|
8. Таблицы, письменные работы учащихся.
| I №9 с.114-138, №13 с. 461-468, №19 с.24-41, №22 с. 348-375.
II №10 с.18-23.
| Проанализировать письменные работы, определить формы дисграфии. Заполнить таблицу поп формам дисграфии.
| 6
| Фронтальный опрос.
|
9. Дидактический материал для обследования, тесты для чтения, тесты диктантов, речевые карты.
| I №5 с.21-34, №8, №9 с.150-205, №20 с.!53-154, 157-159, №19 с.41-74, №13 с.468-469.
II №9, №16 с.24-88.
| Подготовить дидактический материал для обследования речевых м неречевых функций у ребенка с нарушением письменной речи, привести примеры заданий.
| 8
| Индивидуальный опрос, моделирование занятия по обследованию детей.
|
10. Дидактический материал для коррекционной работы, конспекты коррекционно-логопедических занятий.
| I №4, №9 с.206-257, №11 с.109-216, №13 с.469-483, №19 с.76-254, №16.
II №1, №7. №9 с.117-213, №17, №23, №30, №31.
| Подготовить дидактический материал для коррекции нарушений письменной речи, подобрать задания. Составить конспекты коррекционных занятий. Подготовить рекомендации для родителей и воспитателей. Определить основные направления коррекции различных форм дислекии, дисграфии и заполнить таблицу.
| 10
| Индивидуальный опрос, моделирование коррекционных занятий.
|
11. Письменные работы учащихся, дидактический материал для коррекционной работы.
| I № 10, № 13 с.139-149, 524-529, 610-613, 637-645, № 15, № 18, № 21 с.375-386.
| Подготовить рефераты, составить конспекты коррекционных занятий. Подготовить рекомендации для родителей, заполнить таблицы.
| 8
| Анализ рефератов, моделирование фрагментов коррекционных занятий.
|
12. Документация логопункта.
| I №5 c.6-44, №13 c. 577-578, 584-586, №23.
| Подготовить конспекты беседы с учителями начальных классов. Составить перспективный план коррекционной работы с группой учеников, имеющих нарушения письменной речи.
| 4
| Фронтальный опрос.
|
Форма К-4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
«Самарский государственный педагогический университет»
Институт коррекционной педагогики
Утверждено
на заседании кафедры логопедии
(протокол № от 200 г.)
Зав.кафедрой