Нормативно-правовая база, регулирующая участие персонала в управлении организации
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Так Глава 8, настоящего кодекса, носит название «Участие работников в управлении организацией» более подробно рассмотрим статьи 52 и 53. Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Термин "участие работников в управлении" применим только в случаях, когда речь идет об управлении отдельно взятой организацией, на уровне отдельно взятого работодателя. Право работников на участие в управлении организацией, прежде всего, зависит от организационно-правовой формы организации (работодателя). В то же время Кодекс предусматривает для работодателей необходимость проведения консультаций с представителями работников по достаточно широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности. Такое участие работники могут осуществлять как непосредственно, так и через своих представителей. Российское законодательство предусматривает практически единственную организационно-правовую форму, позволяющую работникам напрямую и непосредственно участвовать в управлении организацией. Это акционерные общества работников (народных предприятий), правовое положение которых регулируется Федеральным законом от 19.07.98 №115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 3611). На практике эта организационно - правовая форма не получила в РФ большого распространения. Наиболее типичным органом, представляющим интересы работников в управлении организацией, являются профессиональные союзы. Полномочия профсоюзов как представителей работников по участию в управлении организацией закреплены в Федеральном законе от 12.01.96 №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" В соответствии со ст. 16 данного Закона профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Однако это положение применяется не автоматически, а с учетом норм, регулирующих эти отношения в других федеральных законах, определяющих организационно-правовой статус конкретных видов участников хозяйственной деятельности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.). Кроме того, эти проблемы находят свое отражение и в учредительных документах организации, локальных нормативных актах (прежде всего - в коллективном договоре). Помимо профессиональных союзов и их органов в организациях могут создаваться иные органы представительства работников, специально для этого создаваемые (в т.ч. для участия в управлении организацией). Конкретные формы такого участия названы в ст. 53 Кодекса. Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором; проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Статья перечисляет основные формы участия работников в управлении организацией. Некоторые из них предусмотрены непосредственно в Кодексе, остальные могут быть включены в коллективные договоры или иные локальные нормативные акты организации. Кодекс предусматривает необходимость учета мнения представительного органа работников при решении вопросов оплаты и нормирования труда, трудовой дисциплины, охраны труда, кадровой политики (в некоторых случаях). Так, работодатель обязан выяснить и, по возможности, учесть мнение выборного профсоюзного органа, в частности: при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82, 373 Кодекса); при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 Кодекса). Другие вопросы определяются коллективным договором или находят отражение в локальных нормативных актах, принимаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Например: при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором - ст. 144 Кодекса); при определении конкретных размеров повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 Кодекса); при определении конкретных размеров повышения размера оплаты труда в ночное время (ст. 154 Кодекса); при применении систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 Кодекса); при утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (которые, как правило, являются приложением к коллективному договору, - ст. 190 Кодекса). При разработке локальных нормативных актов работодатель проводит консультации с представительными органами работников. Кодекс называет некоторые другие вопросы, при рассмотрении которых работодатель должен обсуждать с представителями работников, а также определяет круг вопросов, по которым представители работников вправе получать информацию от работодателя. Основными формами участия работников в управлении организацией являются: 1. учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, коллективным договором; 2. проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; . получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; . обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; . обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; . участие в разработке и принятии коллективных договоров; . иные формы, определенные Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: 1. реорганизации или ликвидации организации; 2. введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; . профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; . по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. России не является членом Европейского Союза, тем не менее, работодатели и представители работников могут руководствоваться таким документом, как Хартия сообщества об основных социальных правах трудящихся, которая была принята в 1989 г. Пункт 18 Хартии предусматривает, что информация, консультации и участие трудящихся должны обеспечиваться в должное время и в первую очередь в следующих случаях: а) когда на предприятиях вводятся технологические изменения, которые с точки зрения условий и организации труда могут иметь серьезные последствия для работающих; б) в связи с мерами по реорганизации, проводимой на предприятиях, или в случаях слияния последних, которые влияют на занятость трудящихся; в) в случае процедур, связанных с коллективным высвобождением рабочей силы; г) когда межпограничных трудящихся затрагивает политика занятости, проводимая предприятием, на котором они работают. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |