Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 11: Сущность, происхождение и типы монополий. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Вопрос № 11: Сущность, происхождение и типы монополий. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность монополий

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции.

Характерные черты монополистического рынка:

1. На рынке существует только один продавец

2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателей нет выбора продавца.

3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку.

4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры (Например: юридические барьеры, естественные барьеры – монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых, Экономические барьеры)

Происхождение монополий

Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.

В России задолго до Октябрьской революции 1917 г. сформировались крупные монополистические структуры в сфере производства.

Если капиталистические монополии возникли “снизу”, из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.

Следующая отличительная особенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм.

Разрушительные последствия деятельности монополий в отечественной экономике. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и распределения и обмена. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.

Причины возникновения монополий:

1. Исключительный контроль над важнейшим производственным ресурсом.

ПРИМЕР: Яркий пример такой монополии сейчас рождается у нас на глазах. Несколько компаний по добыче, розливу и продаже минеральной воды из Ессентукского месторождения объединяются в частно-государственное предприятие «Холдинг АКВА». Отныне все скважины сосредотачиваются в одних руках. И никакая другая компания больше не сможет без угрозы судебного разбирательства наклеить на собственные бутылки этикетку с надписью «Ессентуки».

2. Снижение издержек при увеличении масштаба производства.

Его суть проста: при наращивании объема производства предприятием в долгосрочном периоде кривая издержек неуклонно стремится вниз. Действительно, крупным компаниям охотнее идут на уступки поставщики, банки чаще соглашаются пересмотреть проценты по кредитам. В пересчете на единицу продукции дешевле обходится менеджмент и реклама. В результате мелкие игроки теряют возможность конкурировать с акулой бизнеса, и рождается монополия.

3. Монопольное право – исключительное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение.

4. Государственные лицензии или правительственные привилегии.

Местные власти могут выдать разрешение на установку кафе и закусочных в парках только одной региональной компании, сделав ее монополистом.

5. Специфика технологического процесса.

Иногда возникает такая ситуация, когда удовлетворить спрос на конкретную услугу или товар может лишь одна компания, владеющая коммуникациями. Речь идет о линиях электропередач, газо- и водопроводе.

Виды монополий по форме собственности:

1. Государственные – это фирмы, которые формируются и действуют под полным контролем правительства. Госрегулятор следит за качеством продукции или услуги, устанавливает цены или тарифы, определяет объем производства.

2. Частные

Виды монополий по защите от конкурентов:

1. Открытая монополия. Это результат усилий самой компании: заключение договоров слияния, изобретение новаторской технологии, умелое использование маркетинга, вывод на рынок продукта-новинки.

2. Закрытая монополия. Ее существование, как правило, поддерживает государство, ограждая от любого посягательства конкурентов. Примеры закрытой монополии – ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Закрытые монополии чаще всего не приносят сверхприбыли: взамен исключительных прав государство сохраняет контроль и в отношении уровня цен, и в отношении нормы прибыли.

Виды монополий по сфере деятельности:

1. производственная;

2. торговая;

3. финансовая;

4. посредническая;

5. монополия услуг.

Виды монополий по происхождению:

1. Естественная монополия. Она образуется сама собой. Просто потому, что наличие нескольких компаний, предоставляющих услугу, экономически нецелесообразно.

Пример: в крошечном городке нет необходимости в двух кинотеатрах. Переманивая публику друг у друга, они оба придут к банкротству, так как расходы на содержание зала высоки, а спрос слишком мал, и нет ни малейшего шанса его существенно увеличить.

Примерами естественной монополии служат линии метрополитена и маршруты общественного транспорта.

2. Искусственная монополия. Создать ее можно несколькими путями. Например, просто скупив все мелкие фирмы на взлете. Или разработав уникальное оборудование, которого больше нет ни у кого.

Поспособствовать возникновению искусственной монополии может государство при помощи льгот или субсидий, выдачи лицензии одному-единственному игроку, предоставления выгодных займов под гарантии государства или освобождения от уплаты налогов.

Минусы монополий

Плюсы монополий:

1. Большие технологические возможности.

2. Единые стандарты производства. Из-за отсутствия конкурентов, монополистические фирмы сами устанавливают стандарты качества на тот или иной вид продукции. Поэтому качество всех товаров полностью одинаковое.

3. Проведение научных исследований и разработок. Благодаря огромному числу покупателей, отсутствию конкуренции, монополистические фирмы имеют достаточно денег для проведения различных исследований. Как следствие этого – появление инновационных технологий, уменьшение физической нагрузки на работников компании.

Минусы монополий:

1. Завышенная стоимость товаров.

2. Низкое качество товаров. Из-за отсутствия конкурентов, монополистическая фирма, может уделять не так много внимания качеству товаров.

3. Меньшее количество производимых товаров. Для повышения спроса потребителей на свою продукцию или для оправдания завышенных цен, монополистическое объединение может некоторое время выпускать меньше товаров, таким образом, делая их более уникальными.

4. Нежелание развиваться. Из-за того, что выбора у клиентов все ровно нет, монополистическая компания, при желании, может остановиться на том этапе развития, который ее устраивает и приносит достаточную прибыль.

5. Нежелание улучшать качество продукции.

6. Затруднение условий развития для начинающих фирм

7. Ухудшение состояния экономики на государственном уровне

8. Работа только в личных интересах. Монополии любыми способами пытаются максимизировать свою прибыль. Порой даже недовольные низким качеством выпускаемой продукции потребители монополистов не волнуют.

 Антимонопольная политика (понятие) и ее методы

Антимонопольное регулирование — это система законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий монопольной власти предприятия на рынке товаров, услуг и факторов их производства.

Основными методами антимонопольного регулирования являются:

1. Ограничение монополизации рынка

2. Постоянный государственный мониторинг

3. Запрещение установления монополистических цен

4. Сохранение и поддержание конкуренции на рынке

5. Высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций

6. Удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля

7. Монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»

8. Контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства

Федеральная антимонопольная служба:

· Создана в соответствии с указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004г

· Руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ

· Полномочия ФАС РФ определены в «Положении о Фед. Антимонопольной службе»



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Вопрос № 11: Сущность, происхождение и типы монополий. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 11: Сущность, происхождение и типы монополий. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)