Романская книжная миниатюра. 2я половина 11, 12 век.
«Почему Вы пишите о стиле, а не о содержании?» Вельфлин: «Потому что, когда я обращаюсь к содержанию, я стою перед бездной». Море разных направлений, стилей в романской книжной миниатюре и т.д. Поэтому можно приводить много разных классификаций, как ниже.
Есть длинная раскатанная традиция: каролингская, оттоновская. Можно классифицировать по тому, что было взято за образец при копировании: · Утрехтская псалтирь (позднеантичные образцы, византийские - книга Иисуса Навина). Реймская школа. Попала в Англию в 11 веке, в 12м стала давать копии – Псалтирь Эдвайн (прямое воспроизведение и раскрасили, добавили кельтские инициалы). Еще одна копия Псалтирь Харлей. Парижская псалтирь - тоже копия (2 пол. 12 века), но уже более вольная. · Фигурные стихи (похвала св. Крести Рабана Мавра) – тоже продолжают копироваться. Иллюстрация Аратеи – иллюстрация в форме лиры. · Винчестерская библия (она же псалтирь Генриха де Буа – Давид и Голиаф – без образца (доспехи, чуть сумбурная композиция, а там где образец есть – вполне византийские образы). Пасть ада!!! (монах, король, дама – обязательная иконография). · Немецкая рукопись – почти иконная образность.
Можно вести истории отдельных специальных жанров: · Иллюстрация к Теренцию. Оживают Романская хтоническая кусачая образность. Еще одна – уже люди/актеры носят маски. Правильная и неправильное воспроизведение античности – тема Панофского: текст опирается на античный оригинал, а иллюстрация уже нет. · География, построение структуры мира. В идеале карта сводится к простой схеме (геометрическая схема с подписями). Это уже не традиция к иллюстрированию. Тенденция с схематизации – это общее направление эпохи. Это не просто система упаковки смысла, это само воспроизведения смысла. Дешифровка – часть опознания, часть работы образа с тобой. Одновременная иллюстрация, схема и инициал (Parc Bible. Мозельский регион). Соотношение человека и космоса. Есть гармоническое ощущение космоса, а микромира не существует. Мы сопричастны миру, потому как мы сложены из тех же элементов. Схема – один из главных способов демонстрировать бытие для мира не принявшего иконопочитания. · Эта любовь к схемам очень хорошо видно по иллюстрациям Псалтири. Псалтирь Сент-Олбенс (Англия). Полнолистовая иллюстрация романского времени, а также инициалы. Акварельная миниатюра с подкраской и подрисовкой без полного заполнения цветом. Наивны по способам создания смысла (буквальное изображение). Слова Христа и Давида имеют один корень (изо рта одного в другой - бревно). Давид должен записать слова, которые говорит ему язык: Давид держится рукой за полуметровый язык. Чудесное омовение ног. Для еще лучшего объяснения идеи в изображение вписывается текст. Т.е. опять схема, диаграмма, таблица. В нашем сознании это не искусство, это способ хранения и донесения смысла. Было и в каролингское/оттоновское время - Евангелие Аббатисты Утты · Морализованные Библии/и другие схематические морализующие кодексы (часто для монастырей) – предтечи Сумм 13го века. Схемы сочетания Ветхого и Нового завета – уже готика. Библия Флореффа Лиеж. Центр – историческая часть, а все вокруг – толковательная часть. Никий способ каталогизации смысла (бесконечные Суммы 13го века). Романские бестиарии – часть всеобщего расширения сюжетов и жанров. Потом на этом месте возникнет европейский натурный рисунок 14-16 века. Время сильного иконографического расширения с середины 12 века. Две преобладающие схемы: · историко-образного восприятия информации – нарративные рассказы Турская школа. Библия из Пантеона. Ок. 1125-1130. Адмондскя библия. Мерзебургская саксонская библия. Библия Бери Сент Эдмендс. Постепенно начинают перенимать византийские способы воспроизведения персонажей, общения между ними. · схематическое восприятие. Все эти схему пойдут в позднесхоластические и масонские схемы (причем у них сама схема станет источником гармонии, таинственного знания) и другие специальные и отдельные жанры. Есть и в монументальной живописи – церковь в Ананьи около Рима 13 в. (Гипократ и Галлен обсуждают философские вопросы, схема человека и космоса). Восприятие похоже на решение кроссвордов. В средневековье оба направления развиваются параллельно, но победит образность. Романский мир любит хаос и хтоничность – это уходит в инициалы, маргинальные картины: демоны с рожками, обезьяны, серена… ИТОГИ: · Стилистика: вопиющая романская экспрессия (дойдет до Босха) и одновременно византинизирующие влияния. · Все это на фоне жанрового расширения и схематизация. · Время рождения готического натурализма – но в книжной иллюстрации это заметно меньше всего. Заметно на Шартре: от западного портала с его торжественной архаикой к св. Федору с южного портала с его индивидуальностью и натуроподобием. Это путь к конкретности: знаем не смысл вещей, а устройство конкретной вещи. Это то громадное смещение, благодаря чему родилось Новое время: разрыв между романской условностью и готической конкретностью. Но в книге этого не видно, т.к. две основные функции: · украшение/орнаменталистика · схематизация/каталогизация смыслов.
05.04.15
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |