Создание двухуровневой банковской системы в России
В 18, начале XX веков, вплоть до проведения кредитной реформы 1930-32 г.г, Россия имела развитую банковскую систему. Результатом проведения кредитной реформы 30-32гг явилось построение кредитной системы распределительного типа. В нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков. До 1987 года банковскую систему России составляли три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Главное место в советской банковской системе отводилось Государственному банку СССР. Он был эмиссионным институтом и в то же время центром краткосрочного кредитования и расчетно-кассового обслуживания в народном хозяйстве. Это был орган государственного управления и одновременно орган государственного контроля [8]. Отличительными чертами банковских социалистических систем были: концентрация банковского дела в немногих кредитных учреждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии [2]. Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были: - отсутствие вексельного обращения; - выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета; , - списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; - операции перекредитования всех сфер хозяйства; - потеря банковской специализации; - монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита; - низкий уровень процентных ставок; - слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики; - неконтролируемая эмиссия кредитных денег [6]. Реорганизация банковской системы началась в 1987 году (I этап реформы банковской системы) в связи с переходом к рынку и к новой экономике в целом. Тогда считалось, что нужно повысить роль банков в механизме кредитования и развития новой экономики. На первом этапе была создана модернизированная структура государственных банков. Этот период создания банковской системы включал следующее: а) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков); б) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование; в) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей экономики. В то время считалось, что главная задача состоит в том, чтобы эмиссионная деятельность банков была отделена от деятельности по кредитованию хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать деятельность специализированных банков, а во-вторых, проводить единую для всех банков государственную денежно-кредитную политику. Что же касается таких банков, как Промстройбанк СССР (Промышленно-строительный банк СССР), Агропромбанк СССР (Агропромышленный банк СССР), Жилсоцбанк СССР (Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР), то они стали специализироваться на обслуживании определенных народнохозяйственных комплексов. Сбербанку СССР (Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР) и Внешэкономбанку СССР (Банк внешнеэкономической деятельности СССР) было предоставлено право оказывать отдельные виды специализированных услуг [2]. Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: - банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной; - сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; - реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов; - не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; - продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали; - банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность; - не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; - увеличились издержки на содержание банковского аппарата; - разгорелась "банковская война" за разделение текущих и ссудных счетов; - реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных источников кредитных ресурсов. Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой [6]. Главный итог I этапа - создание двухуровневой банковской системы. II этап реформы банковской системы начинается с 1991 г. и длится по настоящее время, но включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики. 1991 г . - август 1995 г. - характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без СБР). Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже 6 российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира. Однако система была слабой и неустойчивой, что проявилось в кризисе рынка межбанковских кредитов (МБК), выразившемся в массовой неплатежеспособности банков.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |