Проведение эмпирических исследований в группе молодых людей, находящихся в состоянии экзистенционального вакуума
Проблема умирания, смерти и отношения к ней рассматривается в течение длительного времени. Многие ученые делали попытки ее изучения, однако, тема психологической помощи онкологическим больным разработана недостаточно полно. Темы смерти, умирания и послесмертного существования предельно актуальны для каждого из живущих. Отношение к смерти формируется у человека в течение всей жизни. На это оказывает влияние его физическое и психическое состояние, окружение, род его деятельности и выбранные в жизни приоритеты. Можно утверждать, что отношение в смерти – это установка человека. Д.Н.Узнадзе отмечает, что в установке выражается целостное состояние человека – модус его существования[49]. Зная личностные особенности и отношение к смерти онкологических больных и тех, кто сопровождает их, можно повысить качество оказываемой психотерапевтической помощи, помочь перевести бессмысленность последней борьбы в достойный уход из жизни, который не остается в памяти родных страшным апогеем отчаяния и страдания, но спокойным и величавым уходом человеческой души из тела. Смертельная болезнь влияет на всю жизнедеятельность человека, часто физические страдания являются причиной многих негативных эмоций: гнева, злости, депрессии, подавленности и обычного человеческого страха перед смертью в терпении, одиночеством, потерей человеческого достоинства, обреченности на милость других людей. Общеизвестно, что осмысление смерти ведет и к более осмысленному подходу к жизни. Ведь именно смерть, как ничто иное, показывает ценность жизни. Личность человека не перестает развиваться и в таких тяжелых условиях, как онкологический диспансер или хоспис. Иногда конкретная ситуация требует действия, в другой раз, нужно просто переждать. Или в конце не бунтовать против судьбы, а принять ее, как «свой крест», поэтому, если судьба дает человеку страдание, он должен принять это, как свое единственное задание. Никто не может забрать у него это страдание, никто не может страдать за него. Но от того, как человек использует эту единственную возможность, и как будет нести тяжесть этого страдания, будут зависеть его жизненные достижения. Как отмечают ряд исследователей[50] клиническая картина онкологического заболевания не исчерпывается симптомами, отражающими влияние собственно патогенного фактора, но также обязательно включает в себя явное или скрытое отношение больного к своей болезни. Это позволяет говорить, что у онкологических больных соматическое страдание сочетается с реакцией личности, т. е. страданием нравственным. Удельный вес и место каждого из двух названных компонентов может быть различным, однако они обязательно бывают представлены вместе. К факторам стресса помимо самого факта наличия злокачественной опухоли следует относить мысли о предстоящей операции, ее возможных калечащих последствиях, отсутствии каких-либо гарантий полного выздоровления и др. Само слово «рак» подразумевает неизбежный фатальный исход заболевания и субъективно непереносимые условия жизни. Причем смерть представляется особо мучительной. Однако степень выраженности психогенных реакций может отличаться не только у разных больных, но и варьировать у одного и того же пациента на определённых этапах контактирования с онкологической службой. Многие авторы отмечают, что болевое ощущение всегда субъективно и зависит не только от вызвавшего его субстрата, но и от индивидуальной болевой реактивности, в значительной степени связанной с эмоциональным состоянием пациента[51]. Снижению порога боли, т.е. ее усилению, способствует ряд факторов, которые должны быть учтены при выборе средств лечения: бессонница, страх, тревога, депрессия, интроверсия, социальная зависимость, изоляция, длительное бездействие пациента. Без выявления и мер по устранению или смягчению этих факторов последующая терапия боли даже сильнодействующими анальгетиками может быть неэффективной. Психотерапия может открывать участки мозга, которые были повреждены эмоциональной травмой, и позволить им вновь функционировать. Смертельно больной, страдающий от боли человек испытывает удовлетворение и благодарность уже от того что его избавили от боли, восстановили ему нормальный сон, аппетит, сделали возможным хотя бы временный переход от постельного режима к самообслуживанию, позволяющий быть независимым от окружающих. Это дает пациенту удовлетворение, умиротворение и помогает спокойно уйти из жизни, с сознанием выполненного на земле долга и без гнева и обиды. В нашем исследовании[52] принимало участие 15 пациентов онкологического отделения хосписа в возрасте от 19 до 76 лет. Из них было 2 мужчин и 13 женщин. У всех участников было диагностировано онкологическое заболевание, после использования различных методов лечения было предложен паллиативный уход в условиях стационара хосписа или дома. Все участники исследования имели средне – специальное или высшее образование. Депрессии невротического уровня представляются значительно уязвимыми в отношении нарушений семантосферы и, по мнению V.Frankl (1990 г.), развиваются «из-за того, что человек не видит смысла в своей жизни»[53]. На ведущее значение при депрессии нарушения процесса саморегуляции системы ценностей, которая структурирует «опыт и придает смысл поступкам человека», указывает Г.Олпорт (1960 г.)[54]. По мнению А.Н.Леонтьева (1977 г.), при патологии невротического уровня нарушается работа по выстраиванию иерархии смысловой системы, опосредуемая изменениями «личностного смысла»[55]. Наличие актуального смыслового состояния (депрессии) формирует редуцированный образ мира, создает необходимость менять ценности, смыслы, степень осмысленности жизни[56]. Тест «Смысложизненная ориентация» Леонтьева Д.А. является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика. Опросник «Цели в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL) бал разработан Дж. Крамбо для психометрического обоснования положения использовался нами для выяснения ценностей, смысла жизни обследуемых, т.к. чтобы найти истинную цель и смысл в жизни, человек должен принять свои страдания и, в конечном итоге, смерть, и найти в их смысл. Если смерть бессмысленна, то и жизнь тоже не имеет значения. Рисунок 1. Результаты исследования по методике СЖО ГР №1 Из представленного рисунка видим: · Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция). 24% обследуемых имели высокие показатели Локус контроля Я (ЛК Я). В обследуемой группе 24% пациентов имели низкие показатели Локус контроля Жизнь (ЛК Ж), они не верили, что жизнь подвластна человеку, не имели перспектив на будущее. Необходимо отметить, что самые низкие показатели ЛК Я и ЛК Ж имели те пациенты, которые позднее, в течение 1-2 месяцев умерли, хотя в момент анкетирования состояние было стабильным и резкого ухудшения не ожидалось. Те пациенты, которые ожидали операции или курса специальной терапии имели высокие показатели Локус контроля – жизнь, их в группе было 17%. · Локус контроля – жизнь (управляемость жизнью) (ЛК Ж) – отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю Высокие баллы характеризуют убежденность в том, что человеку (вообще) дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Низкие баллы, а их было 24 %, отражают фатализм, уверенность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно, что-либо загадывать на будущее. По 12% высоких показателей было по субшкалам Цели, Результат и Процесс. · Цели в жизни. Результаты характеризуют целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни обследуемых целей в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие баллы характерны для целеустремленных людей и для прожектеров (планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреплены личной ответственностью за их реализацию). 24% обследуемых имели низкие баллы по этому показателю. Это характеризует их как людей, живущих сегодняшним или вчерашним днем. · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Определяет удовлетворенность жизнью в настоящем, воспринимает ли обследуемый процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. У 18% обследуемых пациентов были низкие баллы по данной шкале, что является признаком неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. При этом ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Высокие баллы, а их было 12% , характеризуют наших пациентов, как людей, живущих сегодняшним днем. · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы были у 12% опрошенных, что характеризует их как людей, «доживающих свою жизнь», у которых все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы по шкале, а они составили 18% – это показатель неудовлетворенности прожитой частью жизни. Таким образом, обследуемую группу по результатам теста СЖО, отличают следующие черты: Значительная часть пациентов жила сегодняшним или вчерашним днем, не имея реальной опоры в настоящем. При этом отмечалась неудовлетворенность своей настоящей жизнью. При этом воспоминания о прошлом были способны придать смысл остатку жизни. Часть пациентов, ожидающих применения новых видов терапии сохраняли представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. При этом такая же по численности часть группы считала, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно, что-либо загадывать на будущее. При исследовании системы жизненных смыслов у испытуемых в группе №1 получены следующие результаты (табл.1) Таблица 1 Результаты исследований представленности жизненных смыслов у испытуемых ГР №1
Как видно из результатов, у испытуемых ГР №1 доминируют коммуникативные и гедонистические смыслы жизни. Крайне слабо представлены альтруистические и статусные смыслы жизни (рис.2). Рисунок 2. Результаты исследований жизненных смыслов в ГР №1 При проведении исследования по методике «Линия жизни» результаты в области будущего получены не очень оптимистичные у 27% испытуемых (рис.3).
Рисунок 3. Результаты исследований по методике «Линия жизни»
В данной линии жизни выделены контрольные точки, которые присутствуют практически у всех испытуемых. 1 – отметили день своего рождения 87% испытуемых, 2 – получение долгожданного подарка – 93%, 3 – поступление в школу – первый класс – 100%, 4 – первая двойка (выговор, ссора в школе) – 87%, 5 – окончание школы – 100%, 6 – замужество – 46%, 7 – постановка диагноза – 100%, 8 – надежда на выздоровление – 73%, 9 – долгая жизнь, рождение детей и т.д. – 73% 8а – нет надежды на выздоровление, смерть – 27% Определим базовую смысложизненную ориентацию в исследуемой группе (табл.2): Таблица 2 Смысложизненная ориентация испытуемых в ГР №1
Полученный средний показатель 0,29 меньше 0,5, что говорит о выраженной ориентации испытуемых на прошлое.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |