Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой: «Странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике. ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление» [27, С. 49]. Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. Еще в 30-е годы 20 века pоссийский педагог Я.А. Влядих писал, что, к сожалению, «в постpоении школьного куpса ... нет места для воспитания того «чувства пpиpоды», о котоpом говоpят философы и поэты» [40, С. 115]. По мнению автоpа, этот пpобел можно заполнить лишь объединенными усилиями пpеподавателей биологии, истоpии, литеpатуpы, живописи и музыки. Е.Тихеева считает, что воспитание ребенка должно идти в близости с природой. В ее книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» (о работе по методу Тихеевой) есть раздел «Природа» [43]. Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, — говорил Сухомлинский. — Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [41, С. 156]. Развитие личности — это развитие ее задатков, чувств, формирование системы ценностей и отношений к миру, к обществу, людям, природе, труду и пр. Одной из важных составляющих творческого потенциала человека является умение видеть мир образно и непосредственно. В развитии такого умения огромную роль играет восприятие природы. Понятие отношений с природой лежит в основе многих теоретических построений современных психологов. Многоуровневый характер анализа взаимодействия людей с окружающей средой нашел разностороннее отражение в характеристиках субъектно-объективных и субъектно-субъектных отношений, которые содержатся в трудах разных авторов. Проблемам взаимодействия человека с социально-культурной средой и тем самым — с «очеловеченной» природой и роли общественного опыта в развитии психики уделял постоянное внимание Л. С. Выготский [8]. Особую роль в его учении о психике сыграла разработка вопросов о единстве внутренней (психической) и внешней (предметно-орудийной) деятельности при безусловном признании ведущей роли практической стороны жизни: взаимодействия с внешней средой. Из совокупности отношений общества, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, Л. С. Выготский [8] выводил процесс развития психики как отражения деятельностных связей человека с окружающей средой. Следует отметить глубокую и важную разработку им проблемы приспособления человека к природе путем выработки новых форм поведения, путем создания орудий взаимодействия со средой. В этих положениях нет конкретных и прямых оценок связей школьника и студента с окружающей его природой, однако понятно, что они в полной мере распространяются на такие связи. Идеи Л. С. Выготского [8] и в настоящее время помогают точнее определить направленность педагогического руководства взаимодействием учащихся с природой. Важной целью педагога при этом становится развитие индивидуальных и групповых отношений к природе и обществу, предметной деятельности учащихся и обучения их использованию ее орудий и форм. На развитие психологической трактовки взаимодействия человека с внешним миром оказали значительное влияние труды С. Л. Рубинштейна [36, 37]. Исследуя природу психического, он исходил из взаимосвязи и взаимообусловленности отношений человека и бытия, человека и другого человека. Под бытием им понималась вся природа, мир, вселенная, космос, с которыми человек неразрывно связан, как и с окружающими людьми. Взаимосвязь двух отношений видный советский психолог устанавливал, анализируя «качество» отношения человека к человеку, которое обусловлено отношением человека «к бытию», к природе и т. д. - Вырезано. - Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. - сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды; - активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
2.экспериментальное исследование по проблеме ворастных различий воприятия природы у школьников
2.1. Условия и методика проведения исследования Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года. Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет. Экспериментальная работа со школьниками состояла из нескольких этапов: - диагностика восприятия природы учащихся в 5 классе (констатирующий эксперимент); - диагностика восприятия природы учащихся в 6 классе (констатирующий эксперимент); - диагностика восприятия природы учащихся в 7 классе (констатирующий эксперимент); - диагностика восприятия природы учащихся в 8 классе (констатирующий эксперимент); - сравнение и анализ полученных результатов. Для исследования была выбрана методика контент-анализа Дерябо С.Д. [12].
Методика исследования Процедура изучения восприятия природы основывается на выявлении и анализе смысловых единиц информации (контент-анализ), которую сообщает учащийся в ответ на предъявление стимульного материала. В человеческом языке существуют слова-символы, которые могут являться своеобразными «ключами» к различным структурам сознания. Эти слова-символы могут вступать во взаимодействие с различными структурами сознания, в результате чего рождается письменный текст, анализ которого помогает понять сформированные категории восприятия природы. Для исследования были выбраны слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира как в мифологических представлениях многих народов, так и в некоторых философских учениях. Каждое слово-символ (небо, земля, огонь, воздух, вода, звезды) заключает в себе содержание, связанное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом. В качестве стимульного материала были использованы шесть слов-символов, а задание формулировалось следующим образом: «Составить небольшой рассказ, сочинение, либо несколько не связанных между собой по смыслу предложений, в которые необходимо включить следующие слова: Вырезано.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |