Методологические основы исследования
Для проведения нашего исследования мы выбрали следующие методики: методика диагностики показателей и форм поведения А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова. Методика А. Басса и А. Дарки [24]. Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Методика К. Томаса [3]. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 1) соперничество, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3) компромисс 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов. Опроснок состоит из 30 пар суждений, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения [3]. Методика М. А. Панфилова [22]. Цель данной методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, Вопросы к тесту: 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают? 4. У кактуса есть соседи? 5. Какие растения его соседи? 6. Когда кактус вырастет, что в нем измениться? Результаты интерпретируются следующим образом: Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены; Скрытность, осторожность; расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса; Оптимизм: использование ярких цветов; Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии; Неуверенность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм; Выбранные нами методики надежны и валидны. Данные методики соответствуют все критериям валидности: 1. Критерий исполнения (в их число входят: количество выполненных работ, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.). 2. Субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, предпочтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросников, анкет). 3. Физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека). 4. Критерий случайностей (применяется, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям) [12]. В соответствии с данными критериями мы выбрали валидные методики для проведения нашего исследования. Данные, которые мы получили в результате, точны и достоверны. Таким образом, для проведения исследования мы выбрали методики: методика диагностики показателей и форм поведения А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова. Методики надежны и валидны, они соответствуют критериям валидности: критерий исполнения, субъективные критерии, физиологические критерии, критерий случайностей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |