Специальность 030401 – история
1 курс Археологическая практика – 4 недели. 2 курс Музейная практика – 4 недели. 3 курс Архивная практика – 4 недели. 4 курс Педагогическая практика – 3 недели. 5 курс Преддипломная практика – 10 недель. С целью оптимизации процесса прохождения студентами учебно-производственной практики Филиал заключил долгосрочные договоры о сотрудничестве и предоставлении баз практики с основными предприятиями, организациями, учреждениями города, соответствующими профилю и направления подготовки специалистов. Иногородним студентам предоставляется возможность прохождения практики по месту жительства. Вопросы подготовки к практической деятельности будущих специалистов систематически обсуждаются на заседаниях кафедр. Ежегодно в соответствии с утвержденными программами практик уточняются задания, рекомендации, графики проведения практик, определяются базы их проведения. По окончании практики студенты предоставляют отчеты, результаты практики обобщаются и анализируются на итоговых конференциях. Вся деятельность практикантов направлена на формирование профессиональных навыков и умений. В период практики студенты изучают опыт работы в различных организациях и на предприятиях, проводят исследовательскую работу с целью сбора материалов для курсовых и выпускных квалификационных работ. До 80 % студентов по результатам практики аттестуются на «хорошо» и «отлично», что может выступать в качестве подтверждения профессионализма преподавателей филиала и руководителей практики. Логичность и системность в планировании и организации практик всех видов позволяет планомерно и поэтапно вводить студента в профессиональную деятельность. Изменение направления подготовки специалиста
Филиал с 2000/01 учебного года осуществляет подготовку специалистов по 6 специальностям и 6 специализациям: Специальность: 030401.65 история. Специализация: отечественная история. Специальность: 040201.65 социология, специальность: 040101.65 социальная работа. Специализация: социология труда, менеджмент в социальной работе. Специальность: 080507.65 менеджмент организации. Специализация: финансовый менеджмент. Специальность: 030501.65 юриспруденция. Специализация: гражданское право, уголовное право. Специальность: 031401.65 культурология В структуре подготовки специалистов учитываются актуальная для Ростовской области и в частности г. Волгодонска потребность в специалистах в лице выпускников Филиала, о чем свидетельствует анализ отчетов по результатам практики и отзывы руководителей предприятий. Анализ центра занятости по трудоустройству выпускников Филиала позволяет отметить, что структура подготовки специалистов адекватна социальному заказу. По обеспечению качества обученности студентов систематически проводился анализ хода внедрения модульно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов: В 2007/08 учебном году на заочном отделении в дополнении к специальностям юриспруденция, социальная работа и менеджмент организации, вуз начал вести подготовку по специальности история. Численность студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, на дневном отделении составляет 174 человека, на заочном 243 человека, что суммарно составляет 52% от общего числа студентов. В течение последних 5 лет наблюдается тенденция увеличения численности обучаемых. 3.2. Соотношение между государственным планом приема и приемом на договорных условиях Институт ежегодно выполняет план приема и осуществляет плановый набор студентов на договорных условиях с полным возмещением затрат за обучение. В 2007-2008 учебном году количество мест, финансируемых в установленном порядке из средств федерального бюджета, полностью реализовано, соответствует утвержденным контрольным цифрам.
Прием осуществлялся в соответствии с правилами приема в высшие учебные заведения Соотношение между государственным планом приема и приемом на договорных условиях представлено следующими цифрами: На очную форму обучения в 2007-2008 учебном году принято 78 студентов, 48 из которых обучаются на местах, финансируемых в установленном порядке из средств федерального бюджета (62 % от общего числа студентов), и 30 – на договорных условиях (38%). На заочную форму обучения в 2007-2008 учебном году принято 92 студента, 25 из которых обучаются на местах, финансируемых в установленном порядке из средств федерального бюджета (27 % от общего числа студентов), и 67 – на договорных условиях (73 %). Общее количество студентов первого года обучения в 2007-2008 учебном году составило 170 человек. Сопоставительный анализ контингента студентов очной и заочной форм обучения позволил выявить следующее соотношение: 46 % / 54 %.
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Соответствие ПрОП и учебно-методической документации Требованиям ГОС Филиал реализует в соответствии с ГОС высшего профессионального образования основную профессиональную образовательную программу (ПрОП), обеспечивающую подготовку кадров по уровню «специалист». Сроки подготовки специалистов по дневной форме обучения - 5лет и по заочной форме обучения - 6 лет. Содержание учебного процесса в Филиале определяется требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебных планах гуманитарных факультетов предусмотрено следующее количество дисциплин по циклам: -общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины - от 12 до 14. -общие математические и естественнонаучные дисциплины – от 4 до 7. -обще-профессиональные дисциплины от 19 до 31. -специальные дисциплины и дисциплины специализации от 14 до 25. Общее количество часов в среднем по гуманитарным факультетам составляет от 8.493 часов до 10.334 часов теоретического обучения, в том числе: -общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины – от 1800 (специальность 040101 Социальная работа) до 1826 (часов) (специальность 030401 История). (17%-22% от общего количества часов), национально-региональный и вузовский компонент – 15% от объема цикла; -общие математические и естественнонаучные дисциплины – от 300 (специальность 030401 История) до 1400 (специальность 040201 Социология) (от 3 до 16 % от общего количества часов), национально-региональный компонент - до 10 % от объема цикла; -обще-профессиональные дисциплины от 3500 часов (040201 Социология) до 6062 часов (030501 Юриспруденция) (от 41 до 60% общего количества часов), национально-региональный компонент от 5 до 10 % объема цикла; курсы по выбору – от 5 до 10 %. -специальные дисциплины и дисциплины специализации: по гуманитарным направлениям и специальностям - от 902 часов (10%) на (специальность 030401 История) до 2290 часов (25%) на (специальность 040101 Социальная работа). -факультативные дисциплины – 450 часов, за исключением специальности 030401 История, где 550 часов (5%). Экономический факультет представлен специальностью 080507 Менеджмент организации. Согласно учебных планов этой специальности, количество дисциплин по циклам представлено следующим образом:
Общее количество часов на данной специальности – 8250. Из них:
что в процентном соотношении составляет:
Рабочие учебные планы по реализуемым специальностям и направлениям содержат все установленные соответствующими ГОС циклы дисциплин. Их общая трудоемкость отвечает нормативам, установленным ГОС. Рабочие учебные планы по специальностям, представленным к аттестации включают все дисциплины, предусмотренные ГОС. Время, отводимое на изучение дисциплин федерального компонента и циклов дисциплин, отвечает нормативам ГОС. По каждой учебной дисциплине рабочих учебных планов, аттестуемых специальностей разработаны программы дисциплин, структура которых отвечает требованиям федерального агентства по образованию. Выше-обозначенный подход к построению содержания образования определяет последовательное изучение дисциплин, позволяет осуществлять Объем аудиторных занятий со студентами не превышает в среднем 27 часов в неделю. Количество экзаменов и зачетов в семестрах в общей сложности составляет не более 11 (экзаменов- 3-5, зачетов - не более 7). За период обучения предусматривается написание не менее 3-х курсовых работ. Графики учебного процесса составляются на каждый семестр, утверждаются руководителем филиала, согласованы с ректоратом и учебно-методическии управлением ЮФУ и доводятся до сведения кафедр. Продолжительность семестра составляет 16-19 недель. Максимальный объем учебной нагрузки студента включает индивидуальные занятия и самостоятельную работу. Эти виды учебной работы составляют 50-60% от общей трудоемкости учебных дисциплин, определенных ГОС. Все учебные планы успешно прошли экспертизу в информационно-методическом центре по аттестации образовательных организаций г. Шахты. В Филиале проводится постоянная работа по организации и контролю самостоятельной и аудиторной работы. Деятельность кафедр, обеспечивающих циклы ПрОП, носит достаточно скоординированный характер. По всем учебным дисциплинам имеются рабочие программы, которые разработаны преподавателями кафедры и утверждены на заседаниях соответствующих кафедр. Программы учебных дисциплин отражают базовые дидактические единицы и требования к уровню освоения, определенные государственным образовательным стандартом. Результаты научных исследований преподавателей вуза способствуют процессу модернизации содержания образования с учетом современных требований к уровню подготовки специалистов. В учебном процессе Филиала активно используются как традиционные, так и инновационные формы учебной деятельности. Ведущими формами учебного процесса являются различные виды лекций, практические и лабораторные занятия, семинары. Тип лекций (проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-проект, лекция-дискуссия, шоу-лекция и др.), определяется содержанием и спецификой курсов, выполняя информационную, мотивационную (развитие интереса к науке и познавательных потребностей, убеждений практической значимости изучаемого), организационно-ориентационную, методологическую (даются образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза), оценочно-развивающую, воспитательную функции. Практические, лабораторные занятия и семинары служат для осмысления и более глубокого изучения научной проблематики учебного курса, а также отработки навыков использования приобретенных теоретических знаний. Главным в семинарском занятии является не столько трансляция готовых знаний, передача информации, сколько расширение, углубление, обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения. Одной из основных функций практических занятий является развивающая функция (развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных способностей, развитие социального интеллекта и др.). Дидактическая функция реализуется в закреплении теоретического материала, отработке профессиональных навыков и формированию практических умений будущих специалистов. Воспитательная функция способствует повышению учебной мотивации, созданию условий для формирования профессионального самосознания, научного мировоззрения, развития профессионально важных качеств. Оценочная функция способствует развитию навыков рефлексии, самоанализа. В учебный процесс внедряются активные формы и методы обучения студентов: коллоквиумы, пресс-конференции, «круглые столы», творческие проекты, деловые игры, тренинги и др. Кафедры уделяют значительное внимание индивидуализации процесса обучения. Студенты имеют право выбора дисциплин специализации, курсов по выбору. На каждой специальности кафедрами сформированы курсы по выбору и разработаны соответствующие программы. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в учебном процессе большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Соотношение данного вида учебной работы к аудиторным занятиям составляет в среднем 50%. В Филиале используются следующие формы организации самостоятельной работы и подготовки к семинарским и практическим занятиям, среди которых: · подготовка рефератов и других научно-исследовательских работ; · работа с публикациями в периодических изданиях (составление библиографического списка по предложенной теме; подготовка хронологии публикаций, научного отчета, рецензии на статью); · аннотирование, анализ структурных компонентов публикаций (монографий, диссертаций, авторефератов, статей и т.д.); · разработка научного аппарата, плана проведения теоретических и эмпирических исследований; · выполнение различных аналитических заданий, результатом которых выступают аналитические матрицы; · разработка студентами тестовых заданий; · выполнение творческих заданий; · подготовка студентами деловой игры или ее фрагмента. Для этих целей используются библиотека и читальный зал, специализированная лаборатория компьютерных технологий. Все это дает дополнительную возможность студентам расширять знания по предмету, приобрести навыки работы с альтернативными источниками информации, развивая способности к критическому осмыслению, системному анализу. Внедрение новых информационных технологий и мультимедийных средств обучения создает условия для формирования умений ориентации в информационном поле, овладения методами поиска, обработки и использования информации, умений интерпретировать и адаптировать ее для адресата. Разработана система текущего и промежуточного контроля основанного на рейтинг модульной системе. Комплексное сочетание традиционных (контрольный срез знаний) и новых форм контроля качества учебного процесса и знаний студентов (диагностические контрольные работы, тестирование) дают положительные результаты и позволяют проводить коррекционные мероприятия, направленные на повышение качества образовательного процесса. Диагностика и контроль знаний является важнейшей составляющей не только учебного процесса, но и образовательного мониторинга в целом, реализуется в системе и позволяет осуществлять своевременную коррекцию, прогнозирование как образовательного процесса в целом, так и индивидуальной образовательной траектории каждого студента. Результаты диагностики и всех видов контроля учитываются в процессе промежуточной аттестации, что стимулирует студентов к систематической учебно-познавательной деятельности в течение семестра. В настоящее время ведется работа по созданию банка данных тестовых заданий и диагностических контрольных работ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. 4.2. Достаточность и современность источников учебной информации по дисциплинам учебного плана Библиотека Филиала является одним из структурных подразделений вуза, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Библиотека занимает площадь 164 м.кв , имеет 94 посадочных места и 12 компьютеров. В своей деятельности библиотека руководствуется Федеральными законами «Об образовании», «О библиотечном деле», примерным положением «О библиотеке высшего учебного заведения», постановлениями, приказами и иными нормативными и правовыми актами Минобразования и науки РФ, приказами и распоряжениями администрации. Вся деятельность библиотеки направлена на решение основной задачи - информационного обеспечения учебного и научно-исследовательского процесса вуза. Книжный фонд библиотеки располагает достаточным количеством источников информации - учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями, рекомендованных в программах дисциплин в качестве обязательной литературы. Комплектование книжного фонда библиотеки осуществляется в соответствии с образовательно-профессиональными программами и тематикой научных исследований вуза. Филиал обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам представленных на лицензирование профессиональных образовательных программ, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Библиотека Филиала удовлетворяет требованиям примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246. Фонд библиотеки составляет 22404 экземпляров (1986 названий). Библиотечный фонд представлен учебной – 17469 экземпляров, научной - 649 экземпляра, справочно-библиографической - 233 экземпляров, периодической и другой литературой – 4053 экземпляра, по всем отраслям знаний. Обеспеченность обучающихся дополнительной литературой составляет: официальные издания - 77 названий (2-3 экземпляра каждого названия), периодические массовые центральные и местные общественно-политические издания - 33 названия (по 1 комплекту каждого названия), научно-периодические издания по профилю реализуемых программ - 84 названия (по 1-2 комплекта); справочно-библиографические издания 138 по 1-2 экземпляра каждого названия: энциклопедии, энциклопедические словари - 47 названий (по 1-2 комплекта одного названия), отраслевые словари и справочники - 92 названия (по 1-2 экземпляра одного названия), библиографические пособия - 5 названий (по 1 комплекта каждого названия), научная литература - 463 названия (649 экземпляров); информационные базы данных по профилю образовательных программ – 2. Библиотека Филиала оборудована 12 ПЭВМ. Обеспеченность, в среднем по Филиалу на одного обучающегося дневного отделения превышает 0,5; заочного – 1,0 экз. на человека. Справочно-поисковый аппарат библиотеки представлен традиционными каталогами (алфавитным и систематическим), систематической картотекой статей, картотекой электронных изданий, картотекой авторефератов диссертаций. Библиографические списки новых поступлений «Бюллетень новые книги» предоставляются на кафедры и помещаются на информационном стенде библиотеки. В помощь научной и учебной работе вуза составляются библиографические указатели. Для оптимизации самостоятельной работы студентов созданы условия для применения в библиотечном обслуживании электронных носителей информации: в пользование студентам и преподавателям предоставляется электронная библиотека, включающая в себя банк полнотекстовых электронных документов (учебные издания, дополнительная литература), а также в лаборатории компьютерных технологий Филиала созданы условия для использования ресурсов сети Интернет. С целью усовершенствования библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей и улучшения условий работы в библиотеке проводится анкетирование по изучению степени удовлетворения читательского спроса. Несмотря на это, необходимо увеличить процент поступлений учебно-методических пособий, издаваемых преподавателями вуза, чтобы удовлетворить потребность в узкоспециальной литературе. Содержание подготовки специалистов и организация Учебного процесса Образовательный процесс в институте регламентируется Государственными образовательными стандартами и рядом положений и требований, утвержденных Ученым советом Южного федерального университета: 1. Требования к составлению расписания учебных занятий; 2. Положение о курсовых работах; 3. Положение о курсовых экзаменах и зачетах, о порядке отчисления, восстановления и перевода студентов; 4. Положение о самостоятельной работе студентов; 5. Положение о порядке проведения письменных экзаменов; 6. Положение о практике; 7. Положение о выпускных квалификационных работах. Содержание подготовки специалистов определяется учебными планами, разработанными на основе требований Государственных образовательных стандартов, утвержденными Ученым советом головного вуза и рабочими программами учебных дисциплин и курсов по выбору. Рабочие программы разрабатываются ППС Филиала и утверждаются кафедрами. В учебных программах отражены все дидактические единицы дисциплин федерального компонента. Рабочие программы перерабатываются и обновляются ежегодно. Существует практика издания учебных программ. Изданные учебные программы хранятся в библиотеке и на кафедре в свободном доступе для студентов. Учебные программы содержат в качестве компонента список учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной и дополнительной. Вся основная литература имеется в библиотеке вуза. По всем дисциплинам учебных планов предусмотрены итоговые формы контроля. Количество экзаменов и зачетов в семестре соответствует установленных требованиям. Учебные занятия студентов проводятся в соответствии с расписанием, согласованным с заведующими кафедрами и утвержденным руководителем. Организация и порядок проведения экзаменационных сессий определяется распоряжением директора, издаваемым не позднее, чем за 3 недели до начала сессии. По всем дисциплинам, выносимым на экзаменационную сессию имеются билеты и задания к итоговому контролю, которые ежегодно обновляются. Содержание экзаменационных билетов и заданий соответствует в части теории и практики требованиям ГОС. Итоговая государственная аттестация студентов Филиала включает в себя выпускные квалификационные экзамены и защиту выпускной квалификационной работы (проекта) по специальности. Состав и порядок работы Государственных аттестационных комиссий (ГАК) регламентируются приказом ректора ЮФУ. Составляющей частью образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающей дальнейшее закрепление и углубление теоретических знаний и практической подготовки, является производственная практика студентов. В Институте разработаны программы практики для всех курсов и факультетов, которые можно рассматривать в качестве руководства к деятельности студентов в различных организациях, учреждениях и на предприятиях соответствующего профиля. Подготовка к практике осуществляется в ходе учебного процесса. Практика проходит в несколько этапов: · подготовительный (установочная конференция, на которой студенты знакомятся с программой практики и требованиями по оформлению отчетной документации); · рабочий (выполнение программы практики); · итоговый (итоговая конференция, которая проходит в разных формах с целью обмена студентами информацией о специфике деятельности на различных предприятиях). Подготовительный этап представляет собой заключение договоров с организациями, предоставляющими базы практик и проведение установочной конференции для студентов. Разнообразие баз практик обеспечивает реализацию программы практики. Установочная конференция является необходимым компонентом в данной программе, поскольку полностью раскрывает суть практических заданий. Ведущее направление деятельности студентов на основном этапе -творчески-практическое. Включение студентов в различные виды деятельности: учебную и внеучебную - позволяет им творчески самореализовываться, обогащать личный опыт социально и личностно значимым содержанием. Планирование собственной деятельности и ее последующий анализ и самоанализ предполагают использование возможностей и условий профессиональной самореализации, развитие творческих способностей студентов, получение максимально возможных практических результатов в различных конкретных видах деятельности. Комплекс заданий, предусмотренных для каждого вида практики, составлен с учетом теоретических знаний, полученных в образовательном процессе. Таким образом, практически реализуются общепрофессиональные дисциплины. Заключительный этап необходим для выявления уровня профессиональной подготовленности студентов. Итоговые конференции проводятся в различных формах: научно-практические конференции, «круглые столы»», конкурсы, мероприятия творческого характера - и позволяют обобщить практический опыт, приобретенный студентами в ходе производственной практики. Формы проведения итоговых конференций разнообразны и проводятся с учетом возрастных особенностей студентов и уровня их профессиональной подготовленности. Учебно-исследовательская работа осуществляется в форме подготовки курсовых работ и проектов по специальности строго в соответствии с требованиями ГОС и примерного учебного плана. Тематика курсовых работ актуальна и ежегодно обновляется. В Филиале разработано Положение о курсовых работах, изданы методические рекомендации о прядке их разработки. Научными руководителями курсовых работ и проектов являются в основном преподаватели, имеющие ученые степени и звания. Тематика выпускных квалификационных работ актуальна и ориентирована на местный региональный компонент. Научные руководители выпускных квалификационных работ назначаются из числа ведущих преподавателей. В Филиале организовано студенческое научное общество с целью повышения качества подготовки педагогов, способных творчески применять в практической деятельности достижения современной науки, поддержки научно-исследовательской деятельности студентов института, развития научных инициатив и привлечения молодых научных кадров в Филиал университета, ориентации студентов на организацию исследовательской работы в образовательных учреждениях. Задачами студенческого научного общества являются обучение студентов проведению самостоятельной научно - исследовательской работы; стремлению к освоению новых методов и технологий; сбору и обработке научного материала, овладению навыками оформления материала в виде тезисов, конкурсных работ, статей, и др. Ежегодно в Институте проводятся научно-практические конференции, тематика которых имеет широкий спектр освещения. Актуальность выбранных тем определена изменениями в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной сферах жизни. Это подтверждают темы VII межвузовской научно-практической конференции – «Гуманитарные науки и образование как стратегический ресурс развития России в ХХI веке», и VIII межвузовской научно-практической конференции, проводившейся в 2006-2007 учебном году: «Проблемы социализации личности в современном информационном пространстве». Тематика секций конференции определяется научными направлениями факультетов Филиала. К участию в конференции привлекаются как преподаватели и студенты Филиала, так и других вузов, а также учащиеся средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений. Это позволяет решать проблемы профориентационной работы в рамках научно-практических конференций. Победители конференции, награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами. Работы, оцененные экспертами и жюри положительно, рекомендуются к публикации в ежегодных сборниках материалов конференции. Студентами высказываются пожелания более активного участия в конференциях головного вуза. Осуществление взаимодействия между всеми подразделениями, ступенями профессионального образования является одним из условий, обеспечивающим качество подготовки специалистов, развитию профессиональных качеств, позволяющих выпускникам быстро адаптироваться в профессиональном сообществе и социуме, быть компетентными в профессиональной деятельности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |