Глава 1. Понятия «развитие» и «личность».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Университет Российской академии образования» Красноярский филиал
Петрова Ольга Германовна Студентка 3 курса психологического факультета Группа 2-31
Психология личности Контрольная работа
Роль среды и наследственности в формировании личности
Проверил: преподаватель Иванова Н.Г.
Красноярск 2010г. Содержание Введение ……………………………………………………………………...3 Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4 Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5 Глава 3. Роль среды в формировании личности……………………….. 8 Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности………………………………………………………….12 Заключение…………………………………………………………………...15 Список использованной литературы……………………………………..16 Введение В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. И, первое, с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. [1] В истории психологии существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека. Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов. Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди. Таким образом, ни один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности. [1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31, Цель работы, проанализировать какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование - личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие личности. 2. Рассмотреть основные концепции, влияющие на развития личности. 3. Подвести итоги исследования. Глава 1. Понятия «развитие» и «личность». Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия «личность». Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития. Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. [2] Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, раскроем сущность понятия «развитие». Развитие происходит: 1. в единстве биологического и социального в человеке; 2. диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. [2] Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208 Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности – сенситивные периоды. 3. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.); 4. через деятельность - игру, учебу, труд. Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |