Основная закономерность памяти и ее следствия
В психологии различают произвольное и непроизвольное запоминание. Запоминание называется произвольным, если наши усилия направляются намеренно поставленной задачей запомнить данный материал. Когда такая задача не ставится и материал запечатлевается в памяти попутно, в результате какой-то другой деятельности, говорят о непроизвольном запоминании. В учебном процессе важную роль играют оба вида запоминания. Л. В. Занков, Д. Н. Узнадзе и другие психологи выявили условия эффективности произвольного запоминания. Они перечислены в закономерности 2.1. В психологии установлены также и другие условия эффективности произвольного запоминания: 1) активная мыслительная деятельность над материалом (но не многократное, «механическое» повторение — «зубрежка»); 2) усилия, направленные на понимание (см. 2.4). До недавнего времени в дидактике и в психологии считалось, что учебный материал усваивается обучаемыми преимущественно на основе произвольного запоминания. Методика, используемая во многих учебных заведениях, также нацеливает учащихся на произвольное запоминание. Это подтверждается одним из видов фронтального опроса, сводящегося к воспроизведению формулировок вне процесса решения задач. Известные психологи П.И.3инченко и А.А Смирнов установили, что вопреки мнению, сложившемуся в педагогике и в психологии, важное значение в учебном процессе имеет также непроизвольное запоминание, и выявили следующие условия его эффективности: (Закономерность Смирнова — Зинченко.) Учащийся может запомнить материал непроизвольно, если выполняет над ним активную мыслительную деятельность и она направлена на понимание этого материала. Эта закономерность имеет большое практическое значение в деле совершенствования методов и форм обучения. Например, вместо задания: «Изучить такой-то лекционный материал» —преподаватель предлагает выполнить определенную деятельность над заданным материалом: составить план его, сравнить с ранее изученным и т. д. Подобные задания студенты могут выполнить только путем активной мыслительной деятельности, причем она направлена на понимание материала. Следовательно, выполняются оба условия закономерности (Закономерность Смирнова — Зинченко) и, материал запоминается непроизвольно. Когда проверяется домашнее задание, студенты убеждаются в том, что преподаватель поощряет, также, твердое знание основных фактов. Отсюда у многих студентов возникает направленность на прочное запоминание. И тогда деятельность учащихся над материалом приводит к его произвольному запоминанию уже по закономерности 2.1. Очевидно, преподавателю нет надобности уточнять, каким образом студенты запомнили материал: произвольно или непроизвольно. Главное, чтобы они его знали и понимали. Учитывая эти практические потребности, преподавателю удобнее пользоваться следующей закономерностью: 2.7 (Основная закономерность памяти.) Если соблюдаются два условия: студент выполняет над материалом активную мыслительную деятельность и эта деятельность способствует углубленному пониманию материала, то происходит успешное запоминание материала (произвольное или непроизвольное). Из приведенных примеров видно, что преподавателю и в других случаях желательно добиваться выполнения всех условий закономерностей 2.7;2.1;2.4 («активная мыслительная деятельность над материалом», «его понимание», «установка на запоминание»). Если все эти условия выполняются, то студент, читая учебник или слушая объяснения преподавателя, прочно и с должным пониманием запомнит, усвоит изучаемый материал. Следует обратить особое внимание на то, что первоисточниками рассматриваемых закономерностей и выводов из них являются не только психологические знания, но и рекомендации традиционной методики математики. Забывание. Повторение 2.8 .(Закономерность Эббингауса.) Забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы, минуты и даже секунды), а затем оно замедляется. 2.9 .Повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде (под реконструкцией понимают любое эквивалентное изменение материала). 2.10Рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное. 3. Применение закономерностей внимания и восприятия. 3.1 Деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует к себе значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания. Побуждая к длительной сосредоточенной работе всю учебную группу, а не только отдельных студентов, преподавателю не стоит ориентироваться на произвольное или на непроизвольное внимание. Остается преимущественно один вид внимания — послепроизвольное. Именно этот вид внимания является основным в учебной деятельности студентов на практических занятиях по математике. Отсюда ясно, насколько важно преподавателю умело управлять вниманием студентов. Условия, позволяющие осуществлять такое управление, перечисляются в последующих закономерностях: 3.2 . Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий: а) относительной интенсивности раздражителей; б) их относительной новизны; в) неожиданности их появления; г) контраста между ними; д) ожидания определенных событий или впечатлений; е) при наличии положительных или отрицательных эмоций(сравните с 2.З). 3.3 .Необходимыми условиями длительного сохранения послепроизвольного внимания являются посильность выполняемой деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков. 3.4 .Достаточными условиями длительного поддержания внимания являются одно или несколько из следующих условий: а) выполняемая деятельность значима для человека; в) она совпадает с направлением постоянных интересов человека либо становится для него интересной хотя бы только в данный момент. 3.5 .Внимание к деятельности усиливается, если выполняется хотя бы одно из условий: а) имеют место активные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность; г) возникают новые идеи, открытия. При отсутствии условий, необходимых для длительного поддержания послепроизвольного внимания, студент может выполнить задание на основе произвольного внимания. Но это трудно (см. 3. 1) — и многие студенты так не делают. Известно также, что студенты могут быть невнимательными даже при наличии у них необходимых знаний и умений. Следовательно, условия, перечисленные в закономерности 3.З, необходимы, но недостаточны. Достаточные условия перечисляются в закономерностях 3.4 и 3.5. Нередко мы встречаемся с такими случаями, когда внимание студентов на практическом занятии начинает ослабевать. Ясно, что преподавателю необходимо принимать меры. В этом могут быть полезными следующие условия: 3.6 Внимание к деятельности ослабляется, если: а) задание непосильно; б) теряется уверенность; в) работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе; д) исчезает интерес к ней; е) выполняемая работа слишком проста 3.7 .Внимание облегчается, если: а) мыслительная деятельность сопровождается соответствующей моторной деятельностью; б) объекты, которыми мы оперируем, воспринимаются зрительно. 4. Закономерности восприятия. 4.1 Восприятие объектов облегчается, если они расположены в определенной, строго продуманной системе, требующей минимальных усилий со стороны наших органов чувств. Восприятие объектов, расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует значительных волевых усилий. 4.2 Предварительная подготовка к наблюдению, четко поставленная задача, как и в какой последовательности вести наблюдение, прошлый опыт человека и его знания облегчают восприятие, делают его более богатым. 4.3 Активная мыслительная деятельность в процессе наблюдения приводит к более полному, богатому восприятию. При пассивном созерцании объекта от внимания человека ускользают многие детали. 4.4 Легче наблюдать единичные отличия среди многих черт сходства, чем наоборот. Различия между объектами (ситуациями) привлекают к себе внимание более чем их сходство. Пример 3. При изучении темы плоскости в пространстве удобно пользоваться таблицей 1. Табл.1 Взаимное расположение двух плоскостей и
Пример 4. Для большей наглядности при изучении раздела «Функции многих переменных» можно использовать графопроектор и слайды.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |