Личность в группе. Социальная идентичность.
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом от-разилось в теориях личности, что группа оказывает существен-ное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изме-нений, порождаемых психологическим влиянием группы, исче-зает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в лич-ности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что че-ловек как личность есть продукт, результат многочисленных ос-таточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных боль-ших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение лич-ности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положи-тельным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее): В группе индивид встречается с людьми, которые для него основным источником духовной культуры. Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений. Группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, по-зволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков. Группа снабжает индивида системой положительных эмо-циональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умени-ями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого чело-века есть чему научиться у других людей, и практически в каж-дой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обще-стве, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда пси-хологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популяр-ной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с ма-лолетнего возраста лишенными возможности общаться с раз-витыми, культурными людьми, жили в физической или психо-логической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современ-ном человеке, от элементарных гигиенических навыков и поль-зования речью до нравственных ценностей и способностей различным видам деятельности. Чем больше разнообразя групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение. Нa психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности -- через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного вли-яния группы на личность важно добиться того, чтобы межлич-ностные отношения в ней были благоприятными. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость. ажным фактором индивидуального психологического раз-вития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ни-ми, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вер-нее -- разными зеркалами, каждое из которых по-своему отра-жает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо за-висят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду не-обходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окру-жающие его в группах. Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций. К этому вопросу мы еще специально вернемся во втором томе учебника при рассмотрении психологических проблем воспитания личности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |