Курс | 1 | Группа | 1В-1 |
Номер урока | 15 | ||||
Специальность-квалификация |
1513000 «Ветеринария»/ 151305 3 «Ветеринарный фельдшер» | ||||||||
Наименование м одуля : |
ПМ 02 «Строение животной клетки и топографические особенности системы органов животных»
| ||||||||
Тема урока : |
«Строение мышц как органа, типы мышц»
| ||||||||
Дата : |
«12» декабря 2019 г. |
Продолжительность |
90 мин. | ||||||
Место проведения: |
КСХК 307 аудитория | ||||||||
Цель урока: | 1. Изучить строение мышц и рассмотреть строение мышцы; определить роль мышечной системы для организма. 2. Совершенствовать знания будущих ветеринарных специалистов, повышать их интерес к учёбе. 3. Воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||||
Задачи урока: |
обеспечить освоение знаний о формах мышц и их функциях | ||||||||
Ожидаемые результаты : | знают формы мышц и их функции | ||||||||
Тип урока: |
урок совершенствования знаний, умений и навыков | ||||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
| |||||||||
Необходимое оборудование и приборы: |
анатомический атлас, тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Powerpoint
| ||||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. 1. А.И. Акаевский, Анатомия домашних животных, Москва, 1975 г., 592 с. 2. А.П. Елисеев, Анатомия и физиология сельхозживотных, 1968 г 3. Охрана труда. Қазақстан. К.Е. Байәділов 2008, Алматы 4. Трудовой кодекс Республики Казахстан, Астана, 2012 5. Атлас анатомии домашних животных | ||||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||||
Ф.И.О. : Балабаев Булат Кабланович
| Тел .: +7-777-795-85-92, +7-707-795-85-92 E-mail : [email protected] | ||||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | |||||||||
Ход урока | Время (минуты) |
Действия преподавателя |
Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1. Организационный этап | 5 | приветствие студентов, отметка отсутствующих |
приветствие преподавателя | журнал группы | |||||
2. Проверка выполнения домашнего задания | 5 | метод фронтального опроса | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |||||
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 8 | объяснить цель урока, заострить внимание студентов на технике безопасности | слушают цели урока, усваивают требования техники безопасности, при необходимости записывают | тетрадь | |||||
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | 30 | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |||||
5. Первичная проверка понимания изученного материала | 7 | наводящие вопросы по новому материалу |
отвечают на наводящие вопросы | устно | |||||
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | 20 |
работа с карточками | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | карточки | |||||
7. Обобщение и систематизация знаний | 5 | тетрадь | |||||||
8. Информирование о домашнем задании | 5 |
[1] с. 95-96 |
выполняют домашнее задание | литература | |||||
9. Подведение итогов занятия и рефлексия | 5 | комментирование и выставление оценок, рефлексия |
участвуют в рефлексии | журнал группы | |||||
Строение мышцы как органа, типы мышц
Как вы считаете, без чего не может существовать костная система?
(Ответ: мышцы – это вспомогательные компоненты опорно-двигательного аппарата).
Мышечная система – это система органов человека, образованная скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря которой организмом осуществляется движение во всех его проявлениях.
Мышечная система представляет собой совокупность способных к сокращению мышечных волокон, объединённых в пучки, которые формируют особые органы – мышцы или же самостоятельно входят в состав внутренних органов. Масса мышц намного больше, чем масса других органов: у взрослого животного – до 40 %.
Миология – раздел анатомии, изучающий строение активной части опорно-двигательного аппарата – мышечной системы.
Мышца – это орган, состоящий из мышечной ткани, плотной соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, и выполняющий функцию сокращения. Благодаря им, возможны: все многообразие движений между звеньями скелета (туловищем, головой, конечностями), перемещение тела в пространстве (ходьба, бег, вращения и т. п.), фиксация частей тела в определенных положениях, в частности сохранение вертикального положения тела.
В мышцах находятся нервные окончания – рецепторы и эффекторы. Рецепторы – это чувствительные нервные окончания (свободные – в виде концевых разветвлений чувствительного нерва или несвободные – в виде сложно построенного нервно-мышечного веретена), воспринимающие степень сокращения и растяжения мышцы, скорость, ускорение, силу движения. От рецепторов информация поступает в центральную нервную систему, сигнализируя о состоянии мышцы, о том, как реализована двигательная программа действия, и т.п. В большинстве спортивных движений участвуют почти все мышцы нашего тела. В связи с этим нетрудно себе представить, какой огромный поток импульсов притекает в кору головного мозга при выполнении спортивных движений, как разнообразны получаемые данные о месте и степени напряжения тех или других групп мышц. Возникающее при этом ощущение частей своего тела, так называемое мышечно-суставное чувство, является одним из важнейших для спортсменов.
Эффекторы – это нервные окончания, по которым поступают импульсы из центральной нервной системы к мышцам, вызывая их возбуждение. К мышцам подходят также нервы, обеспечивающие мышечный тонус и уровень обменных процессов.
Каждое мышечное волокно окружено тонкой прослойкой рыхлой волокнистой соединительной ткани, которая называется эндомизий. В эндомизии проходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервные окончания. Несколько мышечных волокон объединяются в пучок, который окружен перемизием . Вся мышца окружена эпимизием.
Мион – мышечное волокно вместе с сосудами и нервами.
Нервно-мышечная единица – группа мышечных волокон инервируемая одним мото-нейроном.
Мышечные пуски образуют мясистую часть мышцы, которая называется брюшком. Брюшко переходит в сухожилие которое необходимо для прикрепления мышцы к скелету. Это происходит так: на концах мышечных волокон имеются впячивания сарколеммы, в которые входят коллагеновые волокна сухожилий, проникают через базальную мембрану и при помощи молекулярных соединений связываются с плазмолеммой как бы привязывая коллагеновое волокно к мышечному.
Существует два основных типа мышечных волокон:
1 тип – красные или медленные волокна – характеризируются большим количеством миоглобина, чем обусловлен цвет волокон, большим количеством липидных включений, низкой скоростью распада АТФ, малым содержание гликогена и высокой активностью фермента сукценатдегидрогеназы, который необходим для окислительного распада большинства субстратов, данные волокна обладают малой утомляемостью, но длительной сокращаемостью, это так называемый стаерский или статический тип деятельности
2 тип – белые или быстрые – они обладают противоположными свойствами, быстрой сокращаемостью и быстрой утомляемостью, это спринтерский динамический тип деятельности.
Развитие мышечной ткани:
Развивается из мезодермальных сомитов, при этом клетки миотомов могут диференцироваться в двух направлениях: из одних будут формироваться – миосателитоциты – необходимые для роста мышечных волокон в детском возрасте и при незначительных повреждениях мышцы; из других клеток миотомов формируются миобласты – в процессе эмбрионального развития сливаются в мышечные трубочки, по мере накопления миофибриллы оттесняют ядра на периферию формируя зрелые мышечные волокна.
Регенерация мышечного волокна возможна двумя путями:
1-восстановление целостности мышечного волокна за счёт образования мышечных почек, при этом на концах разорванных волокон гипертрофируется гранулярная ЭПС, которая начинает синтезировать белки волокна, в результате концы мышечных волокон утолщаются и приближаются друг к другу, но между ними успевает прорасти соединительная ткань эндомизия формируя рубец.
2-образование новых мышечных волокон – возможно за счёт дифференцировки миосателитоцитов и превращение их в миобласты.
2020-02-04 | 191 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Строение мышцы как органа, типы мышц |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы