Личность Печорина, типическое значение его образа (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Второстепенные персонажи романа, их роль в раскрытии характера Печорина.
Роман “Герой нашего времени” — самое зрелое и крупное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, вдумчивого писателя-философа.
Главный герой романа — Григорий Александрович Печорин — достойное продолжение пушкинского Онегина и следующий за ним в галерее “лишних людей”.
Печорин — молодой аристократ, активно вмешивающийся в окружающую жизнь. Самый обильный материал заключен в дневнике – в нем он с полной откровенностью заносит свои думы. Общая черта Лермонтова и Пушкина – любовь к природе. Излияния главного героя представляют ироничный контраст с характером Печорина. Относясь с явной симпатией к своему герою, он все-таки не идеализирует героя, сравнивая его с Максимом Максимычем. С первых же страниц романа перед нами предстает герой, неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как можно больше. Вначале мы не понимаем мотивов его поступков, нас удивляет необычная эксцентрическая натура молодого человека. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: “Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою...” Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни”,— признается он Максиму Максимычу.
Типическое значение образа Печорина – он портрет не одного человека, а целого поколения. Этим он хотел подчеркнуть типическое значение своего героя. Но он представляется гораздо более сильной и оригинальной натурой. Одна из основных черт его характера — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, — записывает он. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад он считает нравственной “болезнью”.
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Различия Печорина и Онегина:
Второстепенные герои Все пять повестей романа («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») объединены фигурой главного героя — Печорина, «человека сильной воли, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги». Для того чтобы полнее раскрыть центрального героя, личность - Печорина, отчетливо обозначить его характер, Лермонтов сталкивает своего героя с самыми разными людьми.
· Таков, прежде всего, Грушницкий. Он из числа тех, кто носит модную маску разочарованных людей. Очень точную характеристику дает ему Печорин. Это позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель — сделаться героем романа». «Производить эффект — его наслаждение». Самоуверенностью, самолюбованием веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему, он упоен своей речью. Это человек, способный на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, дает согласие на дуэль с безоружным противником. Является отражением чисто внешних Печоринских черт. Он лишь драпируется в исключительной страсти. Печорин – психолог, Грушницкий – фальшив и глуп.
· Несколько особняком стоит Вернер, который не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным, так как между ними много общего. Вернер – отражение внутренних черт Печорина. Скептик и моралист, их роднят глубокий, острый и насмешливый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей, ироничность. Однако ему не хватает смелости и решительности, он по своей жизни пассивен, нежели «деятельностный» Печорин.
· Княжна Мери – лицо страдательное. Она не лишена духовных запросов, но не могла различить, где маска, а где - истинное лицо. Поэтому она обманывается и в Грушницком, и в Печорине. · Бэла казалась ему ангелом, посланным «сострадательной судьбою», но «невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». И опять противоречие: «Я ее еще люблю, ...я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно». · Вулич - название последней главы в большей степени относится к Вуличу, уверенному, что в человеческой жизни всё фатально предопределено. С одной стороны, Вулич, как и Печорин, человек необыкновенный, с другой – менее интересный и личностно сложный.
Сталкивая героя с различными людьми, Лермонтов раскрывает проблему личности, которая не знает покоя и которая не находит применения своим силам, не находит места в жизни.
Билет 20
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1114)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |